Климатический глобус он-лайн

Ссылки на этот блог

воскресенье, 30 ноября 2008 г.

Применение информационных технологий в школьной географии


Создание географоинформационного кружка-это следствие перехода нашей школы в режим полного дня.
Цель создания кружка-апробация в школьной географии информационных технологий и тех знаний, которые учащиеся получили на уроках информатики.
По своей сути географоинформационный кружок-это практическое воплощение идеи интеграции разных школьных предметов, в данном случае-географии и информатики.
Кружок решает две задачи:
1) более полное раскрытие творческих способностей учащихся, их приобщение к созданию интеллектуальной продукции, находящей свое применение на уроках географии;
2) занятие учащихся во внеурочное время полезным и нужным делом.
Такой кружок сформирован из учащихся, имеющих склонность как к географии, так и к информатике, хорошо владеющих разнообразной компьютерной техникой (ПК, проектор, сканер, принтер, электронный графический планшет) и знающих соответствующие компьютерные программы (прежде всего-Power Point).
Главная продукция кружка-компакт-диски с компьютерными презентациями.
Что это такое-компьютерные презентации и какую роль они играют в учебном процессе (на уроках географии)?
Компьютерные презентации (КП) – современное мультимедийное средство обучения, помогающее делать школьную географию интересным и увлекательным предметом.
Применение компьютерной техники, возможность моделировать на экране ЭВМ явления и процессы, изучаемые в географии, телекоммуникационные системы расширяют эту учебную дисциплину, поднимают ее на более высокий уровень, где происходит взаимодействие с другими областями знаний, что позволяет учителю проводить межпредметные уроки, например урок географии и искусства.
КП – один из творческих методов обучения, направленный на формирование опыта творческой деятельности и творческих способностей личности, на развитие мышления школьников.
Для учащихся урок с применением компьютерной техники – это сочетание полезного (получение новых знаний, формирование навыков и умений, в т.ч. в обращение с ПК) и приятного (просмотр слайд-шоу КП с разными эффектами (звуковыми и анимационными)).
КП создает широкие возможности для развития многих компонентов личности: опыта творческой деятельности, рационального стиля мышления, эмоционального, теоретического и практического познания окружающего мира.
Из всех школьных предметов КП наиболее эффективна и целесообразна на уроках географии, где одной из главных задач учителя является получение учащимися яркого запоминающегося образа той или иной территории.
А как это можно сделать? Только путем дополнения текста (рассказ, беседа, лекция) визуальной информацией в форме географических карт, иллюстраций (фотографии, картинки), статистики (таблицы), графиков и диаграмм.
И вот тут на помощь учителю и может прийти КП, которое лучше (это мое субъективное мнение!) традиционных географических карт, плакатов, картин, рисунков мелом на доске таблиц, графиков и схем.
Что нужно для создания КП?
Во-первых- соответствующая подготовка учителя (умение работать с ПК, знание программ Microsoft PowerPoint и (или) Macromedia Flash, и (или) PhotoShop и его желание этим заниматься.
Во-вторых нужна еще и соответствующая техника: ПК с процессором Pentium 200 и больше и операционной системой Windows 2000 и XP, видеопроектор и желательно и сканер (ведь материал для КП берется не только в готовом виде из Internet’а!). Кстати, что касается компьютерной техники, то наша школа обеспечена такой техникой на очень хорошем уровне.
Хорошо если вся эта мультимедийная система есть в кабинете географии. Если нет, то уроки можно провести и в кабинете информатики (хотя бы 1 урок в четверть). Уроки в кабинете информатики даже лучше в смысле их более рациональной формы, позволяющей каждому учащемуся наблюдать за ходом презентации не только с общего экрана, но и с монитора «своего» компьютера.
КП возможна как на уроках, так и на экзамене по географии в форме творческого проекта учащегося.
Технология проектной деятельности требует от учителя особой подготовки школьников, которая выражается:
1) в постановке задачи (что нужно сделать);
2) в способах решения данной задачи:
а) сбор необходимых по данной теме материалов;
б) их оцифровывание с помощью сканера;
в) непосредственное создание презентации с помощью соответствующей компьютерной программы;
3) в требованиях к оформлению результата.
Учитель советует тему презентации, помогает составить план работы (алгоритм действий учащегося) и подобрать источники информации.
Работа по созданию КП не обязательно индивидуальна. Целесообразно давать задания для создания проектов малыми группами, в которых объединены усилия нескольких учащихся, каждый из которых выполняет строго определенный этап работы. Например один учащийся ищет информацию, другой ее обрабатывает (сканирует), третий (наиболее подготовленный участник группы) непосредственно создает саму презентацию. Роль учителя географии (или учителей географии и информатики) сводится при этом к координации и консультированию учащихся на каждом из этапов создания КП.
Эффективная подача презентации достигается за счет выполнения следующих действий (учебный WEB-узел Дейла Карнеги):
1) планирование;
2) подготовка;
3) практика;
4) показ самой презентации.
Наладив выпуск презентаций по географии, мы приступили к реализации более масштабного проекта, а именно-создание полноценного веб-сайта по географии: http://www.geoinf.jino-net.ru/.
В названии нашего сайта заключено название двух школьных предметов и двух наук: географии и информатики.
Почему мы решили сделать сайт по географии? Во-первых ребята решили выбрать профессию программиста и на деле хотели проверить свои способности, а во-вторых современная география довольно интересный предмет, в котором широко используются методы точных наук, в том числе-информационные технологии, особенно-картография, где карты и атласы создаются с применением географоинформационных компьютерных систем (ГИСы).
Цель создания сайта-популяризация географии, которая по своей сути является синтетическим предметом, находящимся на стыке гуманитарных, естественных и точных наук. География-это единственная изо всех наук, где любое природное и общественное явление можно изучать в пространственном аспекте; выражаясь языком классика отечественной географии Николая Баранского «от геологии до идеологии».
Задачи сайта:
Во-первых-поднять престиж школьной географии. Наш сайт уже посмотрели более 5 тыс. человек и из этого количества кто-то да и решит стать профессиональным географом, как например, Аня Золотарева из 11 «Б» класса[1].
Во-вторых способствовать развенчанию мифа о географии, как науки чисто описательной. В XXI веке географию смело можно отнести к разряду технических дисциплин; такие ее разделы, как картография, метеорология или гидрология и океанология-это сплошная математика и физика, а ландшафтоведение и геоморфология-химия. В современной географии самое широкое применение нашли разные технические средства, которым посвящен один из разделов сайта.
В третьих-дать возможность всем желающим протестироваться по географии за курс 6-10 класса в он-лайновом режиме и узнать свою оценку.
В четвертых-быстро выйти на тот или иной интернет-ресурс по географии, которые мы решили собрать все вместе. Таким образом наш сайт выполняет и функцию географического портала.
В пятых-получить необходимую информацию по разным естественнонаучным музеям, учебным географическим заведениям и структурам, где можно работать выпускнику географического вуза.
В шестых-способствовать интеграции двух школьных предметов: географии и информатики.
В седьмых-помочь учителям географам и экономистам в организации элективных курсов и уроков-презентаций (см. соответствующиие разделы сайта).
И еще одна задача сайта-создавать хорошее настроение, дарить людям улыбку, чему мы думаем, должен способствовать такой раздел сайта, как «Географический юмор».
Таким образом наш сайт носит учебно-просветительно-развлекательный характер.
Изюминка нашего сайта-то, что в нем есть раздел, которого нет ни в одном другом географическом сайте, а мы их просмотрели более сотни. Это-раздел, где собраны сведения о знаменитых людях, так сказать «звездах» мировой и российской величины в свое время получивших высшее географическое образование, но большей своей частью не ставших профессиональными географами. Этот раздел-наше «ноу-хау» и здесь следует сделать некоторые пояснения. Во-первых информацию для заполнения данного раздела мы искали в очень большом количестве источников, в частности на сайтах СМИ и официальных государственных структур, где могли бы работать такие люди. Во-вторых при формировании этого раздела вырисовывалась интересная картина: оказывается далеко не малое количество знаменитостей учились на профессиональных географов. Среди них есть музыканты, певцы, композиторы и продюссеры (Александр Бард (AoL, Vacuum, ABBA) (Швеция), Юрий Лоза, Алексей Иващенко и Георгий Васильев (мюзикл «Норд-Ост»)), писатели Лев Гумилев, Юрий Ефремов и Борис Соколов, бывшие главы государств-диктаторы Пиночет (Чили) и Пол Пот (Камбоджа), популярные телеведущие (Николай Дроздов (ОРТ, «Семейный»), Иван Затевахин (РТР), Вадим Глускер (НТВ), Александр Беляев (НТВ)), политики и политологи (Генри Киссенджер и Збигнев Бжезинский (США), Дмитрий Орешкин, Леонид Смирнягин, Эмиль Паин (Россия), бывшие руководители телевизионных каналов (Сергей Благоволин (ОРТ) и Игорь Шабдурасулов (РТР)), путешественники (Федор Конюхов, Николай Дроздов, Иван Затевахин и Владимир Котляков (Россия), Тур Хейердал (Норвегия), Жак Ив Кусто (Франция)), академики (Владимир Котляков и Лев Гумилев (Россия) и Александр Бард (Швеция)), советники глав государств (Леонид Смирнягин, Эмиль Паин, Татьяна Регент (Россия при Ельцине), Збигнев Бжезинский и Генри Киссенджер (США при Никсоне, Форде, Картере и Рейгане), Александр Бард (Швеция при нынешнем премьер-министре)), руководители официальных госструктур (Алексей Ляхов и Роман Вильфанд (метеорология), Татьяна Регент-бывший глава Федеральной миграционной службы России, Генри Киссенджер-бывший госсекретарь США и Збигнев Бжезинский-бывший советник президента США по национальной безопасности), Александр Кондаков-бывший замминистра образования России, представитель ВПК-Константин Салищев, крупные бизнесмены, например, Александр Кондаков-генеральный директор издательства “Просвещение” и даже настоящий принц крови-наследный английский принц Гарри (Генри)!
Еще можно отметить, что на нашем сайте есть форум, погода, курс валют и счетчик посещений (рейтинг сайта).
В дополнение к собственно географии мы решили сделать и раздел по экономике, так как эти две дисциплины тесно взаимосвязаны, особенно экономическая география и региональная экономика.
Также есть некоторый статистический и картографический материал, причем карты по культурной географии имеют эксклюзивный характер (таких карт больше нигде нет).
Вообще мы старались по возможности делать сайт из таких элементов, каких нет в других конкурирующих сайтах, при этом мы руководствовались идеей чтобы пользоваться нашим сайтом было бы и полезно и занимательно (не скучно!).
Главная особенность нашего сайта-то, что это ПЕРВЫЙ в Москве и один из первых в России географический сайт, технически полностью сделанный руками не профессионального веб-мастера и даже не руками учителя, а учащимися средней школы.
В настоящее время мы делаем еще один географический сайт-сайт по культурной географии.
В рамках кружка ребята активно участвуют в разных интернет-конкурсах и олимпиадах. В 2004-05 учебном году руководимая автором данной статьи команда учащихся в конкурсе “Живая карта” (www.transparentworld.ru:81/livingmap/participants.htm) (91 участник) заняла 7 место по СНГ.
Сам автор данной статьи в 2004-05 учебном году был одним из организаторов и ведущим международной дистанционной обучающей олимпиады по географии (ДООГ-2005): www.eduland.ru/doo-geo/index.htm.
В заключении можно отметить, что для успешной (не на словах, а на деле!) интеграции географии и информатики, помимо простого желания этим заниматься, немаловажное значение имеют следующие практические действия:
· соответствующий уровень подготовки учителя географии и учащихся в плане информационных технологий;
· хорошее оснащение кабинета географии/школы компьютерной техникой;
· организация качественного доступа к Интернету.
Только наличие всех этих моментов обуславливает полноценное функционирование географоинформационного кружка, в рамках которого можно;
Ø создавать презентации;
Ø принимать участие в интернет-конкурсах по географии;
Ø сформировать и пополнять список интернет-ресурсов по географии;
Ø создавать простейшие электронные географические карты, например, с помощью программы “Геоэкстремум”;
Ø разрабатывать веб-сайты по географии;
Ø принимать участие в школьных интернет-конференциях и чатах, посвященных географии;
Ø участвовать в географических форумах;
Ø тестироваться по географии в он-лайновом режиме;
Ø обмениваться по электронной почте результатами работы по созданию презентаций и веб-сайтов, а руководителю-консультировать весь этот процесс и контролировать отдельные этапы работы;
Ø проводить дистанционное обучение с организацией элективных/профильных курсов по разным областям географии.


[1] В июле 2006 г. Аня Золотарева поступила на Географический ф-т МГУ им. М. В. Ломоносова

Сычев Олег Евгеньевич

Комментариев нет:

Ваши замечания и пожелания