Климатический глобус он-лайн

Ссылки на этот блог

суббота, 12 февраля 2011 г.

Разговор традиционалиста и прагматика о школьной географии или зачем нужна оная

Действительно, а зачем?
Земля-круглая. Точнее-эллипсоид вращения (геоид). В этом факте кто-то сомневается? ) Ну то что Земля не совсем шар, а сплющенный шар-это не принципиально важно. Главное все знают что шар. Или кто-то сомневаетя что в Африке жарко, а в Антарктиде-холодно? ) Наверное, это известно с детского сада.
Ну зачем такие упрощения с этими примерами!!!
Это я так, для затравки, для разугрева публики )
А теперь давайте послушаем разговор традиционалиста, переживающего за судьбу нашего школьного географического образования и человека, сомневающегося в полезности оного (современного географического школьного образования).
Итак.


-Ну так зачем школьнику нужно знать географию? Может мадам Простакова и была права, говоря о “извозчике, который довезет куда вы прикажите”? Масса карт, в т ч в цифровом виде, красочные путеводители, GPS-приемники, турфирмы, целая куча географических видеофильмов. Да и интернет!!!, который вам здесь и сейчас выдаст любую географическую информацию )
-А как же пространственное мышление, которому как ни один другой предмет, учит география? Как с пространственным мышлением?!, воскликнет традиционалист, приверженец школьного классического образования. Нужно же представлять что Москва юго-западнее Питера, а Япония восточнее России?
-А зачем?
-Есть путеводители. Есть карты, в т ч-цифровые в вашем ноутбуке или телефоне. Есть, наконец, такая вульгарная вещь как GPS! Есть туристические бюро. Есть логистические программы, позволяющие прокладывать необходимый маршрут по доставке грузов или вас самих в любую точку мира )
-Ну хорошо, скажет наш традиционалист. А как же с причинно-следственными связями, имманентно присущими такому наиглавнейшему понятию географической науки как ПТК (природно-территориальный комплекс). Нужно же молодого человека учить установлению этих связей, чтобы он (она) могли понять а что будет если... Ну скажем, если вырубят Химкинский лес, как это отразится на экологическом состоянии близлежащих населенных пунктов? Мелкий масштаб? Возьмем тогда такую глобальную проблему, как пресловутое потепление на Земле, вызванное действием парниковых газов в результате все увеличивающейся антропогенной нагрузки на нашу планету. Что произойдет с теми территориями, уровень которых почти равен уровню океана? Или с модным горнолыжным курортом Куршавель в Альпах, что произойдет? )
Или... Примеров куча. Ибо вся физическая география пронизана этими причинно-следственными связями. А вы хотите сократить часы на преподавание школьной физгеографии!
-А мне больше по душе экономгеография )
-Ну и что?!, воскликнет традиционалист.
-И в экономгеографии можно найти массу таких связей. Вот скажем, если Россия вступит таки в ВТО, как это отразится на отечественной экономике, ну например, на пока еще живых автопроме, пищевой индустрии и сельском хозяйстве (мы не говорим о гражданской авиации, выпуске отечественного текстиля и электронике (а она есть отечественная электроника?))? Ведь перед заканчивающими школу молодыми людьми встают вопрос о выборе будущей профессии и представлять ситуацию в отечественной экономике вопрос весьма не лишний. Вот скажем, куда лучше податься после приема России в ВТО: в нефтяники, газовики, металлурги, на предприятие где делают аммиак, в рубщики древесины или на какой-нибудь автозавод или текстильную фабрику?
-Да, действительно, вопрос не простой и без умения устанавливать причинно-следственные связи и производить системно-структурный анализ с использованием методов дедукции и индукции чему традиционно всегда учила география, будет сложно определиться с более денежной профессией и местом работы.
-Стоп! Зачем все эти заморочки. Зачем лезть во все эти дебри. Тому же сантехнику или балерине и их детям.
Сантехник и сам в своей профессии знает причинно-следственные связи: если не идет вода, значит где-то засор в трубе и мне этот засор нужно найти и устранить. И за хорошую работу я получу хорошие деньги. И своему ребенку скажу: иди туда где учат КОНКРЕТНОМУ делу и хорошо учись и будешь получать хорошие деньги и сможешь достойно содержать свою будущую семью и даже сможешь увидеть мир, по турпутевкам выезжая в разные страны. И Байкал, про который так пафосно пишут в учебниках географии при желании увидишь своими глазами. Если конечно не будешь заморачиваться всякой ерундой типа литосфера-гидросфера и в каком году русские мореплаватели открыли Антарктиду. И тратить свое время на никчемные школьные предметы, ну например, географию, которая сынок (дочка) нафиг тебе нужна. Занимайся лучше физкультурой и теми предметами, которые тебе будут необходимы для поступления в учебные заведения где ты приобретешь хорошую денежную профессию. Да, английский еще учи. Без него сейчас никуда. Вот я не учил и видишь, ковыряюсь в железках. Хотя и сантехник сейчас очень даже востребованная профессия.
Кажется наш традиционалист при таких убийственных аргументах сник и погрустнел.
-М да.
-Ну а мировозренческий характер школьной географии?! А?, жалобно пролепетал традиционалист.
-Ну да, согласен. По своей сути, география-мировозренческая дисциплина, спору нет.
Только вот Мир становится другим. Меняется на глазах с космической скоростью. И то что вчера еще казалось незыблемым твердокаменным и вечным, сегодня рудимент, который не жалко выбросить на помойку (доллар, например)). Меняется и менталитет людей. Клиповое сознание и все такое. Хлеба и зрелищ! Те страны, которые вчера прозябали, сегодня делают оглушительные успехи и даже самые дорогостоящие аналитики в своих мировых интеллектуальных центрах делают очень даже осторожные прогнозы на завтрешний день и пргнозы эти часто оказываются ошибочными.
-А вы? Вам куда до этих аналитиков! Если они не в состоянии адекватно обрисовать сегоднешнюю ситуацию в какой-то стране, отрасли, отдельном предприятии или в мире в целом, не могут сказать что будет завтра, то вам то куда тягаться!
-Действительно, ну чего вы заморачиваетесь! Вам то что до какой-то отдельно взятой страны, отрасли или предприятия! Или до всей географической оболочки в целом ! ) Это не ваша компетенция. Делайте лучше свою работу, воспитывайте детей, ходите на футбол и пейте пиво, уютно устроившись перед телевизором, где показывают ваш любимый сериал или юмористическое шоу. И не задавайте лишних вопросов по поводу устройства мироздания и того что происходит с нашим Миром. Вам что делать больше нечего??
-Зачем вам нужно знать причины мирового экономического кризиса и почему чтобы спасти Мир нужно ревальвировать китайский юань? Ну зачем сантехнику это знать? Разбираться в наисложнейших вопросах современного Мира. Пусть лучше чинит прохудившиеся краны.

Комментариев нет:

Ваши замечания и пожелания