Климатический глобус он-лайн

Ссылки на этот блог

пятница, 15 февраля 2013 г.

Россия в мире

В планах нашего минобрнауки ввод в школах РФ нового курса «Россия в мире» в связи с разработкой нового стандарта школьного образования. Этот курс априори должен быть географичен и направлен на патриотическое воспитание молодежи. Т. е. учитель (скорее всего истории или географии), которому вверят этот курс, должен с пафосом расказывать о сегодняшнем месте России в мире. А собственно о чем, с пафосом и придыханием, можно рассказывать в этом курсе, учебник по которому еще и не написан? О самой большой стране? Гордитесь, ребята, что вы живете в самой большой по территории стране мира. Но мы уже потеряли одну треть территории (СССР занимал одну шестую часть суши, а РФ-одну восьмую). Да и есть такой показатель "эффективная территория". Т. е. такая территория, в пределах которой государство и получает наибольшую выгоду, в пределах которой в основном и проживают люди, расположены хозяйственные объекты и инфраструктура. Так вот, по площади эффективной территории РФ далеко не на первых местах в мире и эта эффективная территория постоянно сокращается в силу целого ряда причин, например, обратный возврат населения с Дальнего Востока, Сибири и Крайнего Севера в Европейскую часть России и этот миграционный отток идет на протяжении последних 20 лет. Т. е. азиатская часть России ПУСТЕЕТ. Обитаемая Россия скукоживается и этот процесс хорошо виден на картах-анаморфозах, где Россия представлена в виде этакого головастика (непомерно раздутый Центральный регион с Москвой). Но свято место пусто не бывает... Рядом миллиардный Китай с гораздо более мощной и эффективной экономикой чем в России. Великая энергетическая держава? С гордостью воспевать неисчерпаемые природные богатства своей страны? Но так ли это на самом деле? Во-первых неисчерпаемых природных ресурсов, за исключением энергии Солнца и земных недр, не бывает. Рано или поздно, но все заканчивается. Да, РФ пока на первых местах в мире по запасам многих ресурсов. Но, запасы и добыча это разные вещи. Да и по ассортименту и большим запасам природных ресурсов мы не одни в мире. Есть Китай, есть Канада, Индия, Бразилия, Австралия, страны Персидского залива, да и в США этих самых ресурсов не так уж и не мало, как это представляется неискушенному нашему обывателю, благодаря всякого рода дилетантам политикам и экономистам, возвещающим о якобы скором закате США как государства. Просто американцы свои ресурсы не разбазаривают, и думают не только о сиюминутной выгоде, но и о будущих поколениях. Так что по запасам и разнообразию природных ресурсов Россия не мировой монополист, как бы мы этого не хотели. И ресурсы эти покупают не только у России. Например, природный газ, российская экспортная доля которого неуклонно снижается, хотя бы в ту же Европу, начавшую проводить политику по диверсификации газовых потоков и развитию альтернативной зеленой энергетики. Да и возрастает доля нетрадиционных источников энергии, что очень хорошо видно в странах ЕС. А в два последних года, благодаря новейшим технологиям, громко заявил о себе сланцевый и угольный газ, которого очень много в земной коре (в частности, в Зарубежной Европе). И то, что в учебниках географии пишут что РФ по добыче природного газа занимает 1 место в мире-неверно. 2-ое. 1-ое в последнии годы-США из-за резкого возрастания добычи сланцевого газа. И еще не надо забывать о сжиженном газе, поставки которого в Европу расширяются и не из России (комплекс по сжижению арктического газа у нас в Заполярье еще не построен), а из такой маленькой страны как Катар. Нефть. Пик ее добычи в РФ пройден. Старые месторождения иссякают (сливки сняли), а новые разведать, у наших частных нефтяных компаний, как говорят, денег нет. Да и затраты на добычу одного барреля нефти, в странах Персидского залива, гораздо меньше, чем в Западной Сибире и тем более на арктическом шельфе. А значит конкурентные преимущества возрастают. Да и по политическим мотивам Евросоюз ищет альтернативные российским нефтяные пути, "Набуко", например. Лес. Канада, Бразилия и Индонезия конкуренты те еще ) Собственно, перечень природных ресурсов, по которым у России не такие уж крепкие позиции в мире, как это принято считать, можно продолжить. Так что сырьевой путь развития российской экономики в среднесрочной и дальней перспективе-это тупик. Наркотик для экономики. Да и нефть не может дорожать постоянно. Когда-то будет облом, может даже большой облом. Помните был такой в российском правительстве министр Альфред Кох. Теперь он хорошо обосновался в США. Так еще в конце прошлого века он с нескрываемым злорадством возвещал, что мол нечего нам россиянам радоваться нашим великим запасам всяческого природного сырья, от продажи которого Россия будет только благоденствовать. Так думают только наивные люди. У России на мировом рынке природного сырья есть немало мощных конкурентов и не факт что, например, стабильные поставки газа в Европу стабильными будут всегда (уже сейчас Газпром лихорадочно ищет альтернативных покупателей). Не испытывая никакой симпатии к перебежчику Коху, все же следует признать его правоту в отношении призрачности сырьевой модели экономики России. Великая героическая история? Но империю (царскую, советскую) мы потеряли и больше никогда ее не будет. Пассионарность людей, как строителей этой самой империи, на нуле. Статус крупного мирового игрока, сверхдержавы утрачен. России сохраниться бы в нынешних границах. Многие аналитические источники говорят о довольно большой вероятности уменьшения площади России в среднесрочной перспективе. Да, у нас была великая история. Была. Но нужно же и в будущее смотреть! А вот это будущее России какое оно? Кто знает? Россия будет такой же великой (не обязательно по площади)страной, какой она была ранее? Обретем ли мы опять почет и уважение на мировой арене? Великая культура? Но опять же это в прошлом. О дне сегодняшнем даже не стоит и говорить. В смысле состояния культурной сферы России и культурного уровня людей. Деградация... Ядерное оружие и славная наша армия? Да, во времена Петра, Суворова, Кутузова, Скобелева, Жукова армия действительна была славной. Что сейчас же происходит, по-моему, ни для кого не секрет. А ядерное оружие-последний наш козырь. Других козырей уже и нет. Природное сырье уже не козырь и тезис главы правительства о статусе России, как "великой энергетической державы" довольно сомнителен. Да и неуклонное обрастание по периметру России "дружественными" военными объектами США, ЕС, да и Китая о чем то говорит. Военно-стратегическое положение РФ резко ухудшилось и продолжает ухудшаться. Потеряли Севастополь. Добровольно отказались от своих военных баз на Кубе и во Вьетнаме. НАТО все ближе и ближе к Москве и вхождение в эту организацию Украины, Грузии, Молдавии, Азербайджана и возможно Беларуссии (после Лукашенко, с приходом к власти либералов) вопрос времени. От злости скрежечем зубами, сотрясаем воздух громкими фразами (мюнхенская речь Путина), а в реальности ничего не можем противопоставить. Размещение ПРО в Польше и Чехии предрешено. Вот уже и Румыния дала согласие на размещение американского ПРО. Как говорил Александр III "У России только два союзника-армия и флот". Какие они сейчас видно невооруженным глазом. "Верхняя Вольта с ракетами" (Маргарет Тэтчер). Да и ракеты уже не так хорошо летают (постоянные неудачи с "Булавой"). Космос. Свой еще работающий "Мир" на радость конкурентам (американцы, европейцы, китайцы) мы добровольно утопили. В МКС же Россия на подхвате, не играет главенствующую роль. Реальный конкурент американским шаттлам "Буран" был тихо похоронен (в Москве на заводской свалке можно было видеть печальную картину гниения под открытым небом последнего экземпляра нашего космического челнока). Спутники падают одни за другим, в т. ч. военного назначения. Стабильная работа разрекламированного ГЛОНАССа под вопросом. Производство и экспорт высокотехнологичной продукции? Так чтобы во всем мире люди покупали товары с маркой "Made in Russia". Об этом можно только помечтать. Россия становится огромным рынком сбыта китайского барахла (так же как и США с Европой). Может это и закономерно и России не нужна инновационная умная экономика. И медведевская "модернизация", Сколково и чубайсовские "нанотехнологии" пустая трата времени и средств и ширма, закрывающая истинные цели в отношении России? Если пресловутым Западом (еще со времен Тэтчер)России определили быть природно-ресурсным кластером с "оптимальным" количеством населения в 50 млн. чел. Да и есть страны более выгодные для инвестиций, нежели Россия. Тот же самый Китай, несмотря на коммунистов у власти. Дешевая и покорная рабсила, строгий порядок в стране, понятная и стабильная налоговая система, быстро создающаяся инфраструктура. И коррупционеров ставят к стенке. Ну чем не рай для инвесторов? )) Красота природы России? С этим фактом спорить никто не будет. В России огромное количество достойных восхищения природных и культурных объектов!! И этим можно было бы гордиться. Да вот только туризм по матушке-России хилый какой-то, как внутрений, так и со стороны иностранцев. А ведь Россия могла бы быть на 1 месте в мире по количеству туристов! Ан нет. А все потому что наша туристическая инфраструктура швах (не привыкли немцы, французы и прочие американцы к такому "обслуживанию") и цены на поездки к красотам природы уж больно кусачии, не по карману большинству россиян. Многие ли россияне собственными глазами видели, скажем, Байкал?-объект мирового природного наследия. Не говоря о вулканах Камчатки ) Да что там Камчатка. Съездить на турецкие и египетские курорты намного дешевле чем на черноморское побережье Кавказа в тот же разрекламированный олимпийский Сочи!!! А поездка в Питер не намного дешевле чем в Париж. И вот как можно гордиться тем, что не видел своими собственными глазами!!! По картинкам? Известно, что американцы США великие патриоты своей страны. Хотя бы потому что постоянно колесят по своей стране. А среднестатистический россиянин может хотя бы раз в году отъехать на несколько тысяч километров от своего дома? Да какие тысячи! На сотню и то проблема при наших-то доходах ) Но проблема качества жизни-это уже другая тема, к географии как таковой не относящаяся. Поэтому мы этот вопрос оставляем за скобками... Так чем гордиться то? О чем учителю говорить на уроках в будущем курсе "Россия в мире"? В СЕГОДНЯШНЕМ мире. Выдавать желаемое за действительное?

Русская колония на Мадагаскаре в 18 веке

В истории русской колонизации есть малоизвестные страницы. Многие ли знают о существовании в 70-80-х годах 18 века русско-французской колонии на африканском острове Мадагаскар?! История такова. На Камчатку ссылают интернациональную группу неблагонадежных лиц, среди которых был пленный польский генерал, участник восстания конфедератов против раздела Речи Посполитой Август Беспойск. Освоившись на полуострове и познакомившийся с другими ссыльными, Беспойск и ряд ссыльных русских офицеров и местных жителей начали готовиться к побегу. Побег увенчался успехом. Захватив корабль, Беспойск с компанией вышли в открытый океан. А дальше полукругосветное плавание по маршруту: Камчатка-Аляска-Япония-Формоза (Тайвань)-Макао-Европа. В Париже Беспойск начал склонять французское правительство к устройству колонии на Мадагаскаре. Получив добро, корабли, средства и людей, Беспойск и его русские товарищи приплыли на осторов Иль-де-Франс-опорный пункт колонизации Мадагаскара. Первое французско-русское поселение было основано в бухте Антонжиль. Некоторое время колония процветала. Но непомерные амбиции Беспойска и разногласия по вопросу устройства колонии с французскими властями привели к гибели эту честолюбивую личность. Дальнейшая судьба немногих выживших во многочисленных переделках русских друзей Беспойска не известна.

Географ-педагог с большой буквы

Православный священник, географ и педагог: Михаил Агафангелович Старокадомский (1889-1973) Может ли взаимодействовать наука и религия? Да, может. В истории было немало случаев когда человек, находящийся в каком-то религиозном сане, был и крупным ученым, делал научные открытия или какой-то ученый, обремененный академическими степенями, был и глубоко верующим человеком. Одним из таких случаев явился Михаил Агафангелович Старокадомский-человек, укорененный в православии, чья долгая жизнь протекала в двух ипостасях: вере и служению Богу и занятием наукой и преподаванием, а именно географией. Михаил Агафангелович Старокадомский оставил свой яркий след и в теологии и в научно-преподавательской деятельности. Вот краткая биография Старокадомского, показывающая насколько разносторонним и одаренным был этот человек. Родился в русском нечерноземье-селе Устье Пензенской губернии в семье священника. «Устье расположено живописно — при впадении речки Безыменной в Парцу, на мысу. Село, речка, заливные луга, дубрава, поля в заречье — таков мир детства, он мил, но невелик, и что за пределами его — неведомо. Вблизи села пролегала большая дорога. По ней ползли скрипучие обозы, проезжали в кибитках дальние путники, неслись, звеня валдайскими колокольцами, ямщицкие тройки, шли странники. От них-то и услышал мальчик о других местах и краях. Где-то, сказывали странники, есть и леса дремучие, и реки быстрые, и города многолюдные, и земля не такая, и даже звезды иные; где-то стоят горы — до небес, степи лежат — без края. И все это — Русь, огромная, полная чудес, и тысяча тысяч дорог у нее — ходить по ним не переходить!.. Любят страннички похвалиться виденным, а порой — для красного словца — любят и приврать, да такое, чтоб у слушателя дух захватило. Но зато и в правде и в вымысле почти всегда особенная теплота, которая идет от сердца человека, искренне любящего родные просторы.» (отрывок из Сборника очерков «Сельский учитель», М., 1954 г.). В 1910 году Старокадомский окончил Екатеринославскую духовную семинарию, а в 1914 году-духовную семинарию в Киеве. В том же году получил степень кандидата богословия. После окончания киевской семинарии Отец Старокадомский преподавал догматическое богословие и греческий язык в духовно-учебных заведениях Тифлиса, Чернигова и Тамбова. Еще в Екатеринославской семинарии проявил способности к изучению древних языков. Со временем стал полиглотом. Помимо древнегреческого, латинского и церковнославянского языков в совершенстве знал английский, немецкий и итальянский, в подлиннике читал основных мировых теологов и философов. В детстве в школе увлекался естествознанием, зачитывался Жюль Верном и книгами о путешественниках, мореплавателях, землепроходцах, о природе разных уголков Земли. «В годы юности открывался его пытливому взгляду то один, то другой угол большого, неведомого мира. Учился Михаил Старокадомский первоначально в Тамбове — за двести верст от Устья, и ездили туда каждой осенью и возвращались оттуда весной в кибитке, по большаку. Остановки делались на шумных постоялых дворах, где поражало смешение племен, наречий, состояний, где слышалась и бойкая речь ярославца, и певучая украинская мова, и гортанная татарская скороговорка, и круглый, на «о», степенный говор владимирца и нижегородца. … Живя в Екатеринославе, а потом в Киеве, часто уходил он в пешие походы по местам, овеянным былой казацкой славой. Ходил на пороги, где еще сохранялись остатки сечевых стоянок, бывал на Хортице. Бродя по степи, взбирался на крутые курганы, вглядывался в степь, вслушивался в нее. Ночевал под открытым небом, усеянным алмазной россыпью звезд, и память подсказывала то стих из «Слова о полку Игореве», то гоголевскую строчку, или начинала звучать в ушах мелодия старинной думы, которую пел слепой бандурист.» (отрывок из Сборника очерков «Сельский учитель», М., 1954 г.). Неудивительно что помимо богословия, Старокадомский одно время преподавал и школьную географию: с 1918 года-учительствовал в городе Шацк Рязанской губернии, с 1921 года-в средних учебных заведениях Москвы и Подмосковья. По сохранившимся отзывам его тогдашних учеников Михаил Агафангелович географию преподавал на высочайшем уровне, был, как говорится, учителем от Бога! А ведь у Старокадомского в те годы не было высшего географического образования! Но любовь к этой науке, хорошие педагогические навыки, заложенные еще в годы учебы в семинариях и Божья помощь сделали свое дело. Некоторые его школьные ученики впоследствии сделали неплохую карьеру в академической географии. «Вкус к путешествиям, к изучению родного края Михаил Агафангелович неустанно воспитывает в своих учениках. Надолго запомнили школьники поход по Клинско-Дмитровской гряде, совершенный ими под руководством своего учителя. Запомнились остатки укреплений на крутых возвышенностях в Звенигороде, путь из Звенигорода в Истру по лесным чащобам, а в Истре — реликвии глубокой древности. Потом — Вельяминово. В Вельяминове — глухая даль времен — была стоянка первобытного человека. Сколько расспросов и разговоров об этой древности! Запомнили школьники и другой поход с Михаилом Агафангеловичем — на реку Яхрому, в «непроходимые» лесные заросли этого района, осмотр Дмитрова с его чудесным кремлем и в заключение — обратный путь в Москву по каналу... Такие путешествия раскрывали перед школьниками красоту и разнообразие подмосковной природы, пробуждали в них интерес к изучению родной земли. …В эту же пору установился в его жизни обычай, отвечавший и требованиям избранного дела и той душевной потребности, что возникла еще в детские годы. Он по-прежнему и даже больше -прежнего хотел пройти по всем путям-дорогам родной страны. Первая летняя поездка — в 1927 году. Группа краеведов, к которой присоединился Михаил Агафангелович, направилась поездом в Котлас, оттуда пароходом в Архангельск, а затем по Двинской губе к Белому морю. Так Старокадомский впервые попал на Север. В следующем году, по несколько иному маршруту — через Ленинград и Мурманск, он едет с туристами туда же.» (отрывок из Сборника очерков «Сельский учитель», М., 1954 г.). Как проходили его уроки географии в обычной сельской школе сложены легенды! Вот воспоминания одного из учеников Старокадомского: «Седьмой класс. Урок географии. Опрос по теме: почвенно-растительные зоны СССР. В учебнике этому посвящено совсем немного страниц, сказано только то, чего никак нельзя не сказать. И в программе уделено не так уж много часов. А учитель — что может он сообщить за это скупо отмеренное программой время? Бегут минуты, опрос близится к концу. Учитель гео графии, широкоплечий, чуть сутулый, с большими, уже поседевшими усами, с внимательным взглядом и негромким голосом, спрашивает о факторах, которые больше всего влияют на образование того или иного ландшафта. Сначала разговор идет о климате, затем — так направляет его учитель — о влиянии моря. Класс следит за рукой учителя: широкая, сильная, она скользит по карте, вдоль северных берегов советской земли, где каймой легла тундра. И теперь уже говорит только учитель. Выражаясь на языке методических правил, опрос окончен, началось изложение. Тема — тундра. Вот где влияние моря сказалось особенно наглядно! Учитель рассказывает о ветрах муссонного типа, дующих летом с Ледовитого океана, о коротком лете Заполярья, о почве, никогда не оттаивающей, о болотах, не высыхающих. Где тут вырасти дереву! И, подойдя к карте поближе, он вспоминает, что на полуострове Рыбачьем, вот здесь, на Мурмане, пришлось ему как-то прожить несколько дней в гостях у учителя местной школы. Любопытно, что школьники там с трудом представляют себе лес, не знают, что означает, к примеру, такое понятное для нас выражение: скрылся под тенью деревьев... Ведь у них, на полуострове Рыбачьем, самое старое дерево не поднимается выше колен. — Между прочим, — рассказывает Михаил Агафангелович, — в зимние дни эту школу так иногда заносит снегом, что по утрам родители школьников должны ее откапывать. Откопают двери, окна — и начинаются занятия... Да, суровый край, — продолжает учитель. — Там, на Мурмане и на Вайгаче, видел я березу. Но какая она маленькая! Веточки так и стелются по мхам. А срежешь ствол — и на срезе семьдесят колец. Вот, оказывается, какое это старое дерево. Иву еще видел, — за лето всего два лепестка успевает выпустить, бедняжка И класс слушает, как слушают очевидца, свидетеля явлений и событий необыкновенных. Рассказывая о животном мире тундры, Михаил Агафангелович вспоминает, как наблюдал он типичное для Заполярья сезонное передвижение самых многочисленных его обитателей — леммингов, как двигались, преодолевая все препятствия, стада этих грызунов, как шли они густой массой через поселок, — шли на новые пастбища... — А что же делать песцам, живущим преимущественно охотой на леммингов?.. Они, естественно, уходят на новые места вслед за полярными мышами. Этим и объясняется сезонная миграция песцов в тундре. Песцов наблюдал Михаил Агафангелович на острове Кильдине, где пришлось ему десяток дней ожидать парохода. — Интересное животное песец, — говорит он, — и особенно интересное в своем отношении к потомству. Подойдешь к норе — там самец и несколько щенят. Он за ними, как нянька, ухаживает, сторожит, чтоб далеко не ушли. Потом, смотришь, явилась с охоты мать — несет в зубах рыбину или лемминга. И начинается дележка корма — справедливая, чтоб никого из малышей не обидеть.» (отрывок из Сборника очерков «Сельский учитель», М., 1954 г.). Отец Старокадомский не только преподавал географию, но и сам ездил в разные экспедиции. Так, например, в 1930-31 годах, в должности научного сотрудника Государственного океанографического института, работал в составе экспедиции на мурманском побережье Северного Ледовитого океана. «Эта поездка оказалась одной из самых увлекательных, и она же поставила Михаила Агафангеловича перед дилеммой, которую не так-то просто было решить. Странствуя по Мурманскому побережью, переходя из становища в становище, он собирал материалы о рыболовном промысле, наблюдал природу, изучал быт, нравы этого тогда еще мало известного края, выходил с рыбаками в море и изумлялся их смелой, сноровистой работе. Когда же экспедиция вернулась в Москву и надо было обработать собранные материалы, Михаил Агафангелович был зачислен в штат Океанографического института и всю зиму просидел над записями и картами. … Каникулы 1931 года Михаил Агафангелович использовал для поездки на Дальний Восток, «встреч солнца», как говорили когда-то русские землепроходцы. Нигде так не ощущаются огромные масштабы нашей Родины, как в дороге, в вагоне поезда, пересекающего бескрайний материк, лежащий между Москвой и Владивостоком. То, что еще на школьной скамье усваивается, как азбука, здесь проявляет себя с наглядностью, недоступной даже для наилучшего учебного пособия: чем дальше на восток уходит поезд, тем раньше поднимается над горизонтом утреннее солнце, и семь раз за время пути приходится пассажирам переводить часы... На Дальнем Востоке Михаилу Агафангеловичу привелось побывать на острове Путятина. Здесь увидел он реликтовые заросли. Доледниковый растительный мир уводил воображение в безмерную даль времен, к картинам давно минувших геологических эпох. Навсегда запомнил Михаил Агафангелович бессонную ночь на берегу океана, среди удивительных, странных зарослей, запомнил титанический шум прибоя и фосфорическое сверкание летающих светлячков, подобных падающим звездам... В следующем году — новый маршрут: по Волге, а затем — Новороссийск, Ялта, Днепропетровск. Летом 1933 года Михаил Агафангелович ездил в Среднюю Азию, знакомился с древностями Самарканда и пешком обошел оросительную сеть под Ташкентом. Так ежегодно. Впечатления накапливались, записные книжки заполнялись, живыми красками расцвечивалась карта родной страны. Но приближалось лето, и учитель географии вычерчивал новый маршрут, набивал необходимыми припасами заплечный мешок и один или в группе отправлялся в поход. Вот бредет он по южноукраинской степи, где когда-то бывал еще в юности, заходит в Новую Асканию, потом отправляется в Каховку и пароходом — вверх по Днепру, к тем местам, где тогда еще шумели пороги, где он еще находил остатки казацких укреплений, — к Днепрогэсу. Как изменился ландшафт! Проходит год — и он уже на Урале, бродит по Ильменскому заповеднику, плавает на плоту по подземному озеру в Кунгурской ледяной пещере, а в Миасе наблюдает сохранившуюся еще здесь старательскую добычу золота. Потом он снова на севере, на берегу Карского моря и в устье Печоры, затем — на крайнем юге, в долинах Грузии, в Батуми, на Зеленом мысе, а после — опять в Заполярье, в Хибинах, где Михаил Агафангелович наблюдает добычу апатитов и совершает экскурсию по горным долинам к озеру Малый Вудьявр... И всюду он собирает те свои небольшие коллекции, которые становятся серьезным подспорьем на уроках географии. Камень с Урала, пучок степных трав, трогательно-нежный цветок из тундры — эти походные «трофеи» учителя, когда их передают в классе с парты на парту, будят пытливость и воображение, разжигают интерес к предмету.» (отрывок из Сборника очерков «Сельский учитель», М., 1954 г.). Втянувшись в мир географии, Михаил Агафангелович, ощутил потребность в получении и систематического высшего географического образования, что и было сделано с присущей ему энергией, настойчивостью и трудолюбием. В 1942 году Старокадомский заочно окончил географический факультет Московского государственного педагогического института. Закончил в возрасте 53 лет! Данный факт только подтверждает истину, что познанию чужды возрастные границы! После окончания геофака Отец Старокадомский начинает заниматься и собственно наукой. В 1948 году защищает кандидатскую диссертацию по географии. «Для своей диссертации Михаил Агафангелович выбрал историко-географическую тему. Его всегда привлекал Север, а на Севере — поистине богатырские подвиги русских людей, открывших, исследовавших и освоивших самые труднодоступные районы земли. Михаил Агафангелович останавливается на историко-географической теме именно по Арктике, причем берется за разработку такого вопроса, которого ни один ученый еще не касался: истории исследования Гыданского района. Диссертация Михаила Агафангеловича была высоко оценена. В отзывах отмечалось, что автор проделал громадный труд по систематизации, согласованию и стройному изложению разрозненных, иногда необъективных архивных и литературных материалов, что диссертация послужит необходимым и важным материалом для истории русской географической науки и при создании новых учебников географии.» (отрывок из Сборника очерков «Сельский учитель», М., 1954 г.). В том же году его приглашают вести курс физического страноведения на географическом факультете Государственного заочного педагогического института. В 1950-51 годах был заведующим кафедрой географии Московского института усовершенствования учителей (нынешний Московский институт открытого образования). Через его кафедру прошло немалое количество московских учителей географии, в памяти которых наверняка остались такие его слова: «— Конечно, методические правила нужны. Но, если хотите знать правду, я всегда забываю о них, как только вхожу в класс. И то же самое рекомендую молодым педагогам. Да, да, забыть надо о правилах, но зато — жить на уроке полной жизнью, откровенно увлекаться, радоваться и творить, творить урок! Методика, должна базироваться на общих законах педагогики и особенно педагогической психологии. Но методика останется мертвой и бесполезной, если ее не осветит индивидуальное творчество педагога, если не проявится его вдохновение и темперамент. А коли так, то нельзя ли сказать, что работа педагога сродни работе художника, что преподавание — то же искусство?» (отрывок из Сборника очерков «Сельский учитель», М., 1954 г.). В этой своей должности Старокадомский внес большой вклад в улучшение организации преподавания школьной географии в СССР послевоенной эпохи и в саму методику школьной географии. О Старокадомском в его непродолжительной, но яркой роли главного методиста школьной географии в СССР, в своих трудах с большой теплотой упоминал классик отечественной советской географии и основоположник школьной географии в СССР Николай Николаевич Баранский, который является авторитетом для нескольких поколений советских и постсоветских географов. Можно сказать, что благодаря усилиям Михаила Агафангеловича Старокадомского, в 50-х годах отечественная школьная география поднялась на новую качественную ступень. …В тех же 50-х годах Отец Старокадомский, выполнив свою миссию организатора советской школьной географии, несколько отходит от самой географии и снова плотно начинает заниматься теологией. В 1952 году входит в редакционную коллегию «Журнала Московской Патриархии». С 1957 года-преподаватель Московской духовной академии по кафедре патрологии. Читает курс истории религиозной мысли. Досконально знает труды первых отцов христианства и религиозных философов и историков. В 1962 году становится профессором МДА. Был членом Учебного комитета при Св. Синоде и Российского Палестинского общества Академии наук СССР. В 1962 году защитил магистерскую богословскую диссертацию, а в 1969 году на 80-м (!) году своей жизни и докторскую. Темы магистерской и докторской диссертаций соответственно: «Вера и разум как пути богопознания по творениям церковных писателей первых трех веков христианства» и «Опыт умозрительного обоснования теизма в трудах профессоров Московской духовной академии». За церковные заслуги Отец Старокадомский был награжден орденом Св. Владимира II степени. За вклад в развитие школьного образования и за культурно-просветительскую деятельность на ниве Палестинского общества и укрепление мира на Ближнем Востоке Старокадомский был отмечен и государственными наградами. Добрая память о Отце Старокадомском жива и среди географов и в среде священнослужителей, лично знавших Михаила Агафангеловича. Вот слова протоирея Леонида Ролдугина, которые могут послужить квинтэссенцией данной статьи (источник: официальный сайт Московского Патриархата http://www.patriarchia.ru/db/text/281052.html: - Замечательный преподаватель был Старокадомский Михаил Агафангелович, он у нас в академии читал патрологию, но его, как человека энциклопедических знаний, эксплуатировали в другом плане. Он хорошо знал древнегреческую философию, его часто просили разъяснить что-либо прочитанное нами из этой области. Как учили стоики, как учили Аристотель, Платон, что говорили неоплатоники — всё это было в сопоставлении со святыми отцами очень интересно. Кроме того, он давал нам дополнительные знания по астрономии, географии, потому как сам принимал участие в географических экспедициях, бывал на Севере, мог рассказать об обычаях и нравах тех мест.

О новой Москве

Можно предположить,что главным бенифициаром такого раздувания Москвы будут строительные компании (вот где непаханное поле!), но уже не лужковские. Ну и аффилированные заинтересованные лица. Москву надо было не расширять (может расширим в пределах всей московской области; чего там мелочиться), а сдерживать. Строить новые дома, когда плачевная инфраструктура (в первую очередь дороги!!!)-это по меньшей мере странно. Да и зачем нужно превращать столицу в какой-то монстр, пожирающий все вокруг и как магнит притягивающий все новые порции мигрантов. Достаточно посмотреть на карту-анаморфозу, где РФ выглядит как головастик (непомерно раздутый московский регион и хилая вся остальная огроменная часть нашей страны, а Дальний Восток этакий узенький хвостик). Обитаемую территорию России (главная полоса расселения) нужно развивать более-менее равномерно, так чтобы плотность населения не сильно колебалась вокруг среднего значения. А для этого необходимо в первую очередь развивать центры субъектов РФ и создавать привлекательный (для людей и инвестиций) образ регионов (а не только Москвы и еще нескольких регионов типа Сочи). Противники такого подхода скажут: а где деньги взять? Так Россия по золотовалютным запасам третья страна в мире плюс огроменные доходы от продажи нашего неиссякаемого сырья (всякие там нефть и газ и прочая и прочая). Вот пример США, где на Вашингтон свет клином не сошелся ( не самый большой город Америки). В США большинство штатов и городов самодостаточные и не зависят от финансовых вливаний «центра». Обитаемая территория (население и инфраструктура) без резких перепадов. А в России еще со времен царя Гороха все и вся стягивается в пресловутый центр в ущерб другим частям САМОЙ БОЛЬШОЙ страны мира! … Те кто принимал решение о расширении Москвы они хотят чтобы ВСЕ население России переехало жить в столицу? ) Прикиньте, в Москве будут жить 140 млн человек! Рекорд для книги Гиннеса...

Маргинальный Париж

Благодаря стараниям наших СМИ в головах не слишком образованных обывателей, не утруждающих себя чтением аналитики и критическому взгляду на мир, прочно укоренилось убеждение, что Европа-эталон для России, пример для подражания, что там тишь и благодать, чистенько и гладенько и никаких проблем, в т. ч. социальных. Давайте все туда, например, в Париж! Но туристы, как правило, не обращают внимания на детали, тем более если эти детали не очень приятные. А ведь именно из деталей и вырастает цельная картина, дающая реальное, а не мифологизированное представление о той территории, которую вы посетили. Париж, в который так все стремятся-это не только пресловутая романтика. Это еще и неубирающиеся неделями мусорные кучи в не самых престижных районах. Это и бомжи, коих особенно много в метро-месте их ночлежки. Это и мелкий криминалитет, в среде которого явно преобладают афрофранцузы (остерегайтесь пограничье между 18 и 19 округами и северные предместья!). Это и фрики из Булонского леса. Это и приставучие куклы квартала Пигаль рядом с Мулен-Руж. Это и расположенные вдоль кольцевой Переферик рабочие пригороды, внешний вид которых сильно диссонирует с «туристическим центром» (такие же панельные многоэтажки, как в каком-нибудь московском спальном районе). Это и грязные рынки, напоминающие московский бывший Черкизон. Это и маленькие закуточки, где негры, арабы и вьетнамцы торгуют всяким поддельным барахлом. Так что эйфория от «самого романтичного города в мире» это только от первого раза (как первая любовь). В очередной раз, приезжая в Париж, среди гламура и всеобщего помешательства от мысли что ты не где-нибудь, а в Париже!, все более замечаешь и не «туристические места», места социального и архитектурного контраста. Особенно поражают бомжи (клошары). Бомжи в Париже-бомжи особенные! Некоторые имеют аристократические титулы!!! Это бывшие владельцы замков и дорогих особняков, которые принципиально не платили налоги на свою сверхдорогую недвижимость, которую государство и отобрало. Франция не какая-нибудь Папуасия. Там перед законом все равны! Не платишь налоги? Да нам плевать что ты граф или президент бизнес-империи или известный артист или папенькин сыночек. Иди в тюрьму или становись бомжом. Есть и третий вариант: эмигрируй. Как Депардье )) C приходом к власти социалистов налоговая нагрузка значительно выросла. Так налог на роскошь составляет 75%! Сравним с 13% в России. Но речь сейчас не о налогах, а о бомжах. Простите, о клошарах. Так вот. Парижские клошары, особенно те, которые обосновались в туристическом центре, народ гордый. Попробуйте дать им подаяние несколькими центами или одно, пяти, десятиевровой бумажкой! Посмотрят с презрением. Если давать милостыню, то не меньше пятидесятиевровой банкнотой! Дешевое пойло за два-пять евро из дешевых винных сетевых магазинов Nicolas тоже не стоит дарить. Бомж, который в прошлой жизни был графом или на худой конец-маркизом, пьет только марочное вино. Доходы от своей специализации позволяют. Тем более если этот клошар-аристократ восседает не где-нибудь, а в самом центре Парижа на острове Сите или прочно обосновался в районе Елисейских полей по соседству с президентской резиденцией. Как говорили мои парижские знакомые, закуска у клошаров тоже неплохая. Каждый день специальное подразделение парижской полиции по бомжатским местам развозит свежую и горячую пищу. Какая эта пища? Будучи в Париже, сходите в обычный брассери и возьмите себе блюда евро на 15-20-ть. Не беспокойтесь, горячий кофе в каждодневном рационе парижского бомжа, тоже есть. Им и винцо привозят. Конечно не Вдова Клико и не Дон Периньон, но все же. В холодное время года, греющимся на воздухозаборниках метро (а метро в Париже на каждом шагу) клошарам, подвозят теплую одежду. В общем власти всячески о них заботятся. Разве только не холят и не лелеют. Бомжей в Париже гонять запрещено. А что вы хотите! Франция страна демократическая, права человека там не пустой звук. Человек сам для себя выбрал такую жизнь. И многие клошары не хотят возвращаться в прежнюю жизнь, даже если судьба предоставляет им такую возможность. В Парижской клошарне существует своя иеархия. Новичкам достаются места в удаленных от центра районах или в парижских предместьях. Старожилы застолбили за собой самые лучшие с точки зрения «заработка» парижские кварталы и улицы. Чем статуснее клошар (например, бывший владелец дорогого особняка), тем «по понятиям» более хлебное местечко за ним «закрепляется». На ночлежку клошары спускаются в метро. Там их оттуда тоже не выгоняют. Но по утрам некоторые станции метро приходится спрыскивать духами! Неофициальная «штаб-квартира» парижских клошаров-церковь Сент-Эсташ рядом с чревом Парижа-самым большим рынком города-Форумом де Аль в 1-ом (!) самом туристическом округе. Парижские бомжи не лишены чувства взаимовыручки; они держат типа «кассы взаимопомощи». Насколько велика эта «касса» позволяет судить один лишь случай, когда на всемирный съезд бомжей (оказывается есть и такой!) в американском Сиэтле, парижские клошары для встречи со своими «коллегами» зафрахтовали самолет туда и обратно!!! Теперь о Булонском лесе. Точнее о обитателях этого леса. Нет, это не белочки и зайчики, а фрики. Фрики в смысле всякие трансвеститы и тому подобное. Днем лес этот, находящийся по соседству с самым престижным и дорогим округом Парижа под номером XVI, вполне респектабелен. Там даже можно было встретить бывшего Президента Саркози, с охранниками по утрам занимающимся физкультурой. Ночью же Булонский лес становится самым большим в мире сексодромом, отчасти бесплатным, где за эксбиционистами наблюдают вуйаяристы. Платные же услуги предлагает самая разномастная публика, идентифицировать которую можно разве при помощи справочника известного сексопатолога Кона. На одном из въездов в ночной лес стоит автобус, битком набитый девушками легкого поведения, большей частью не гражданками Франции, хотя проституция в этой стране разрешена официально. Но истинно французские проститутки Булонскому лесу предпочитают места «попрестижнее», например улицу Сен-Дени или пресловутый квартал Пигаль рядом с Красной мельницей. Парижские стражи порядка конечно же знают что творится на их ведомственной территории. Но закрывают глаза на все эти безобразия. Тем более мафия, контролирующая этот весьма доходный бизнес, приплачивает парижским фараонам. Да и официально все это разрешено. Зачем же на рожон лезть. Хотя, когда непотребное буйство выходит за все мыслимые пределы, префектура полиции Парижа ради приличия начинает устраивать показательные рейды по злачным местам с отловом мелкого хулиганья, извращенцев и их покровителей. Хотя с покровителями бывает напряг. Среди них есть такие люди, что лучше не ссориться. Себе будет дороже. …Так что Париж далеко не идеальный город, каким его обычно представляют.

Клошары Парижа

Бомжи в Париже-бомжи особенные! Некоторые имеют аристократические титулы!!! Это бывшие владельцы замков и дорогих особняков, которые принципиально не платили налоги на свою сверхдорогую недвижимость, которую государство и отобрало. Франция не какая-нибудь Папуасия. Там перед законом все равны! Не платишь налоги? Да нам плевать что ты граф или президент бизнес-империи или известный артист или папенькин сыночек. Иди в тюрьму или становись бомжом. Есть и третий вариант: эмигрируй. Как Депардье )) C приходом к власти социалистов налоговая нагрузка значительно выросла. Так налог на роскошь составляет 75%! Сравним с 13% в России. Но речь сейчас не о налогах, а о бомжах. Простите, о клошарах. Так вот. Парижские клошары, особенно те, которые обосновались в туристическом центре, народ гордый. Попробуйте дать им подаяние несколькими центами или одно, пяти, десятиевровой бумажкой! Посмотрят с презрением. Если давать милостыню, то не меньше пятидесятиевровой банкнотой! Дешевое пойло за два-пять евро из дешевых винных сетевых магазинов Nicolas тоже не стоит дарить. Бомж, который в прошлой жизни был графом или на худой конец-маркизом, пьет только марочное вино. Доходы от своей специализации позволяют. Тем более если этот клошар-аристократ восседает не где-нибудь, а в самом центре Парижа на острове Сите или прочно обосновался в районе Елисейских полей по соседству с президентской резиденцией. Как говорили мои парижские знакомые, закуска у клошаров тоже неплохая. Каждый день специальное подразделение парижской полиции по бомжатским местам развозит свежую и горячую пищу. Какая эта пища? Будучи в Париже, сходите в обычный брассери и возьмите себе блюда евро на 15-20-ть. Не беспокойтесь, горячий кофе в каждодневном рационе парижского бомжа, тоже есть. Им и винцо привозят. Конечно не Вдова Клико и не Дон Периньон, но все же. В холодное время года, греющимся на воздухозаборниках метро (а метро в Париже на каждом шагу) клошарам, подвозят теплую одежду. В общем власти всячески о них заботятся. Разве только не холят и не лелеют. Бомжей в Париже гонять запрещено. А что вы хотите! Франция страна демократическая, права человека там не пустой звук. Человек сам для себя выбрал такую жизнь. И многие клошары не хотят возвращаться в прежнюю жизнь, даже если судьба предоставляет им такую возможность. В Парижской клошарне существует своя иеархия. Новичкам достаются места в удаленных от центра районах или в парижских предместьях. Старожилы застолбили за собой самые лучшие с точки зрения «заработка» парижские кварталы и улицы. Чем статуснее клошар (например, бывший владелец дорогого особняка), тем «по понятиям» более хлебное местечко за ним «закрепляется». На ночлежку клошары спускаются в метро. Там их оттуда тоже не выгоняют. Но по утрам некоторые станции метро приходится спрыскивать духами! Неофициальная «штаб-квартира» парижских клошаров-церковь Сент-Эсташ рядом с чревом Парижа-самым большим рынком города-Форумом де Аль в 1-ом (!) самом туристическом округе. Парижские бомжи не лишены чувства взаимовыручки; они держат типа «кассы взаимопомощи». Насколько велика эта «касса» позволяет судить один лишь случай, когда на всемирный съезд бомжей (оказывается есть и такой!) в американском Сиэтле, парижские клошары для встречи со своими «коллегами» зафрахтовали самолет туда и обратно!!!

Особенности транспорта Парижа

Транспорт, он и в Африке транспорт. Но транспорт в Париже какой-то особенный (если сравнивать с московским). При приезде в этот город сразу бросается в глаза почти полное отсутствие пробок (которые так угнетают москвичей). А может мне просто повезло. Хотя в Париже я был несколько раз. Это во-первых. Во-вторых метро почти на каждом шагу. Станции метро расположены не более чем в полукилометре друг от друга, а в историческом центре и того меньше. Что, согласитесь очень удобно. Метро в Париже считается самым популярным видом транспорта, как для самих жителей, так и для многочисленной армии туристов. Парижское метро, своей красотой конечно не блещет. В этом плане по сравнению со станциями-дворцами московской подземки не идет ни в какое сравнение. Хотя в последнее время некоторые старые станции приобрели новый довольно оригинальный дизайн. Метро в Париже неглубокого заложения, следствием чего явилось почти полное отсутствие экскалаторов (но на некоторых станциях таковые имеются и выходят прямо на асфальт тротуара). Вместо них обычные лестницы (местами довольно крутые) и лифты, а в переходах между станциями самодвижущиеся дорожки (ну почему в Москве не сделать такие?!). Входы в метро совсем неприметные (за исключением нескольких самых старых, выполненных в стиле ар-нуво). Сразу и не поймешь что это вход в подземку. Привыкшим к дикторскому объявлению названия станции, в парижском метро надо быть очень внимательным: там такой практики нет. Да к тому же двери в вагон надо открывать самому пассажиру! Но на самой современной ветке под номером 14 (кстати, полностью компьютерезированная без машиниста) двери открываются и закрываются автоматически и названия станций объявляются. В отношении метро Парижа существует миф о крайне запутанной системе линий и переходов. Это так, но не совсем так. В парижском метро очень хорошая система указателей. После одной-двух поездок страх заплутать и не найти выход на поверхность, пропадает. Чего нет в москвском метро и есть в парижском-это обратный отсчет времени на электронных табло, установленных на каждой станции и метро и электрички. Т е можно узнать сколько осталось минут до прибытия очередного поезда. Еще одна особенность парижской подземки: под землей ходят не только обычное метро, но и городская электричка RER, которая соединяется с несколькими линиями метро, что очень и очень удобно! (в Москве до такой простой вещи ну почему не додумались?!). Эта самая электричка связывает Париж с его предместиями в регионе Иль-де-Франс. Причем за Парижем электричка как ей и положено идет по земле, а в центре Парижа ныряет под землю. Что опять же очень удобно для города: освободились большие площади, занятые путями и железные дороги не разрывают городские кварталы на не сообщающиеся между собой части. Электрички RER есть и двухэтажные (!). Когда же и в Москве таковые появятся? Второй по популярности парижский транспорт-это автобусы. Ходят они там как часы. Попробуй автобусу опоздать хоть на минуту; водителю и заодно его начальству мало не покажется от разъяренных пассажиров (французы умеют и любят скандалить и по поводу и без повода). А вот троллейбусов в Париже нет. Зато по городу курсируют многочисленные туристические двухэтажные автобусы, которым провода явно мешали бы. Когда то в Париже как и в любом другом значительном городе Европы был трамвай. Перед второй мировой войной этот вид транспорта, в силу быстро нарождающегося автомобильного, был признан "неперспективным" и трамвайные пути разобрали все до единого. Несколько лет назад в Париже трамвай был реанимирован. Правда были построены всего три линии, да и те на переферии. Да и сам трамвай стал другим: без пантографов, на аккумуляторах. Бесшумный и быстрый. Парижское такси. Не голосуйте на улице. Не остановится. Надо вызывать заранее. Услуги очень дорогие. По прилете в Париж, не будьте лохом: не садитесь в такси (конечно если вы не богатенький буратино), а направляйтесь к станции скоростной электрички RER, благо эти станции интегрированы с самими аэропортами Шарля де Голля и Орли. Можно также воспользоваться обычным автобусом (чуть дороже), который вас доставит прямо в самый центр: к Опере или вокзалу Монпарнас. Весь общественный транспорт Парижа находится в управлении одной организации и тарифы на проезд жестко регулируются государством. Кстати, можно приобрести один билет сразу на все виды общественного транспорта, включая электричку, что намного дешевле если бы вы покупали билетики на каждый вид транспорта в отдельности. Проезд в парижском транспорте по сравнению с московским стоит чуть дороже. Но в отличии от московского, транспортная система Парижа намного рациональнее и более приближена к потребностям человека. Ну и конечно нельзя не упомянуть речные трамвайчики, курсирующие по Сене и каналу Сен-Мартен. Очень приятная прогулка. Особенно вечером, когда Эйфелевая башня зажигается тысячами особых лампочек. Кстати, именно с Сены с такого трамвайчика открывается наиболее лучший вид на статую Свободы, установленную на Лебедином острове недалеко от Башни. Теперь о транспорте не общественном. В Париже бросается в глаза отсутствие внедорожников (а зачем они в городе?!!) (а сколько таковых в Москве!). В Франции и особенно в Париже народ экономный. Французов даже обвиняют в скупердяйстве. Даже если гражданин вполне обеспеченный просто так ради каких-то понтов покупать слишком дорогую вещь не будет. Ну может и купит (тот же самый навороченный джип), но в людных местах демонстрировать свое богатство не будет. Да и богатые жители Парижа переселяются в сельскую местность, подальше от ненужной им суеты, туристов, негров и арабов. Париж потихонечку из города для богемы и элиты становится городом для мелких буржуа, пролетариев-гастарбайтеров и туристических орд. Так что авто класса люкс и даже премиум в Париже ни к чему. Хотя и попадаются гламурные экземпляры стоимостью не один миллион евро. Без них Париж был бы не так интересен. Тоже своего рода туристические объекты. Одной из характерных особенностей личного автопарка парижан является наличие довольно большого количества реликтовых авто в стиле ретро годов так 40-х, 60-х. Несомненно присутствие на парижских дорогах таких автомобилей придает этому городу определенный шарм. Эффект усиливается если такой ретро-автомобиль вы увидите в парижской деревне под названием Монмартр. Представьте себе такую картину: Ситроен 50-х годов припаркованный на узкой улочке из булыжника рядом с двухэтажным домиком, увитым плющом. Впечатляет и радует что в таком глобальном городе как Париж еще можно ощутить дух прежних эпох. Наряду с небольшими автомобилями в Париже очень много мототранспорта. Париж считается одной из мировых мотоциклетных и мопедных столиц. На мототехнике в основном носится бесбашенная парижская молодежь. Но можно встретить и вполне респектабельных господ на ...мопеде. У Депардье мопед в почете. Ездит на нем по городу как угорелый. Мопедов и мощных мотоциклов в Париже как велосипедов в Амстердаме. Некоторые улицы сплошь заставлены мототехникой.

Ваши замечания и пожелания