Климатический глобус он-лайн

Ссылки на этот блог

вторник, 13 января 2009 г.

География образования

Германия
Главный принцип высшего образования в Германии- «академическая свобода»,поэтому в немецкий университет может поступить каждый при условии выполнения требований допуска обучения в вузах.Обучение в Германии, в основном, бесплатное, за исключением немногочисленных частных университетов. В месте с тем, вузы Германии не предоставляют стипендий.Университетский год делится на 2 семестра: зимний-с октября по март, и летний – с апреля по сентябрь.Первоначально можно поступить как на зимний, так и на летний семестр.Каникулы продолжаются целых 5 месяцев! Ожидается, что во время каникул студент повторяет пройденный материал и готовится к будущему семестру. Часто на «каникулы» остаётся подготовка письменных работ, в это же время проводятся экзамены. Желающие проходят практику, стажируются за границей, некоторые, конечно, отдыхают. В университетах Германии существует 2 цикла обучения: первые 2 года завершаются экзаменом, но получение диплома не предусматривают, а лишь допускают к основному курсу. В немецких вузах существует много разных видов учебных занятий. Классическая форма обучения в университете является лекция. Немецкие тутории- это аналогия наших семинаров, и проводят их студенты старших курсов. На этих занятиях участвующие выступают с рефератами, которые затем обсуждаются.После успешного посещения семинарских занятий учащийся получает специальное свидетельство. Подобные свидетельства об участиях в семинарах, лекциях или практических занятиях являются важнейшими документами студенческой жизни.Существует несколько видов таких документов. А например, справка о присутствии лишь подтверждает «пассивное» участие в мероприятии. Для того, чтобы получить свидетельства «активного участия»,необходимо выполнять различные задания: домашние работы, рефераты, контрольные. К экзамену студента допускают лишь в том случае, если он может представить определённое количество подобных справок.Об успешном завершении учёбы в университете в германии свидетельствует диплом, а на гуманитарных факультетах- звание магистра. Минимальная продолжительность обучения- 8 семестров, но на многих факультетах студенты учатся дольше.

Швейцария.
Швейцарские университеты сами устанавливают , чему и в каком объеме учить студентов. Поэтому и решение вопроса о том, достаточно ли подготовлен данный абитуриент к получению высшего образованию в Швейцарии, тоже остаётся прерогативой университета. Но, как правило, швейцарцы берут почти всех желающих учиться. Проблема перенаселения при этом университете в Швейцарии решают очень просто: после первого года обучения проводят специальный экзамен и отсеивают около половины студентов.

Великобритания.
В Великобритании параллельно существуют две систему образования –государственная, бесплатная, предусмотрены только для подданных Объединённого Королевства, и частная, платная, система, которая открыта и для иностранных учащихся.В стране насчитывается более 2,5 тысяч частных школ, и они неукоснительно следуют принципам, общих для всех учебных заведений страны. Это, прежде всего, высочайший уровень академической подготовки. Диапазон предметов весьма широк: языки, литература- английская и всемирная, история и искусствоведение , математика и физика, химия и биология , география и геология , компьютерные технологии и психология, философия и экономика, живопись и дизайн.Учебные группы состоят из 10-15 человек , поэтому педагоги имеют возможность уделить каждому ученику. Тем не менее, английское образование делает акцент, в первую очередь, на самостоятельной работе студентов, развивающей навыки получения знаний без помощи преподавателей. В отличии , скажем, от Швейцарии, где каждому ученику будут искать индивидуальный подход и никогда не станут принуждать учить то, что ему не нравится, в британских учебных заведениях царит железная дисциплина, выдержать которую , прямо скажем, не просто.
Переход к высшему образованию в Великобритании осуществляется иначе, чем у нас. Уже в 16 лет в продолжении программы средней школы детям предлагаю двухгодичный национальный курс предуниверситетской подготовки, так называемой A- level . Таким образом , юные британцы значительно раньше, чем наши ребята, должны задуматься о будущем и выбрать свой университет, а значит , и свою будущую профессию.Исключением являются Кембридж и Оксфорд . Приём в эти самые престижные университеты в стране осуществляется про результатам их собственных вступительных экзаменов и собеседования. Все остальные университеты Великобритании зачисляют абитуриентов по результатам выпускных школьных экзаменов.

Франция.
Это поистине страна профессоров и студентов, не даром именно здесь находится один из самых старых и, наверное, самый знаменитый европейский университет- Сорбонна, основанная в 1215 году. Сейчас во Франции существует около 70 государственных университетах( есть ещё частные). По окончании обучения университеты выдают либо национальные дипломы, имеющие одинаковые ценность независимо от престижа конкретного университета, либо собственные «внутреннее дипломы», менее престижные, особенно в том случае, если человек намерен использовать их за пределами Франции. Образование во французском университете разбито на «циклы», каждый из которых завершается получением национального диплома. Диплом, однако, не гарантирует студенту продолжение учёбы на следующем цикле: всё зависит от конкретных академических показателей. Первый, предназначенный для выпускников средних школ( по француз. они- «бакалавры»), даёт студенту базовую общеобразовательную подготовку. Внимание! Французского бакалавра ни в коем случае нельзя путать с англосаксонской одноимённой учёной степенью, которая, как известно, подразумевает 3-4 года законченного высшего образования. Во Франции диплом бакалавра- это свидетельство об окончании средней школы. «бакалавры» поступают в университеты без экзаменов. Для французов с незаконченным среднем образованием существует специальная процедура: они сдают экзамен ESEU, к которому готовятся заочно или на подготовительных курсах в университетах. Для лиц с незаконченным средним образованием, желающих изучать во французских вузах юриспруденцию, придуман подобный экзамен Capacite en droit.Первый цикл продолжается 2 года и завершается получением национального диплома. Второй предназначен для углубления знаний, полученных за 2 года учёбы в университете. Через 1 год выдаётся диплом лиценциата, через 2 года- диплом магистра, а через 3 года- диплом инженера. Все 3 диплома являются национально признанными.

США.
Все учебные заведения в США носят название университетов, институтов или колледжей. Словом «колледж» обозначается как самостоятельное высшее учебное заведение( с двухгодичным или четырёх годичным сроком обучения), так и отделение( факультет) университета, имеющего автономную организацию и готовящая специалистов какой-либо определённой области знаний. Иногда для такого отделения употребляется слово «школа». Большинство университетов США являются обширными объединениями школ, колледжей , институтов, научно-исследовательских центров.В США насчитывается более 160 университетов, почти 2000 колледжей с четырёхгодичным сроком обучения и около 1400- двухгодичных. Большинство двухгодичных колледжей- государственные, хотя есть и частные . Колледж или университет ( иногда употребляют термин Institute- институт, когда речь идёт об учебных заведениях , технической ориентации) присваивает степень бакалавра- Bachelor s Degree.Степень присуждается обычно после успешного окончания четырёхлетней программы обучения( дневное отделение).В некоторых учебных заведениях и некоторых областях знаний обучение может длится дольше. Существуют государственные частные колледжи университеты, некоторые из них имеют религиозную направленность .И почти во все колледжи в США принимают и мужчин , и женщин.Очень незначительная часть колледжей зачисляет студентов исключительно одного пола. Администрация всех учебных заведений , как правило, включает и мужчин , и женщин.Система образования Соединённых Штатов достаточно гибка. Первые 1-2 года обучения- это преимущественно общее образование и знакомство с широким спектром дисциплин, что даёт возможность студенту сориентироваться в многообразии различных областей знаний и увидеть связь между ними. Американс5кие колледжи имеют три различных типа разделения учебного года: на семестры, триместры и четверти. Академический год длится примерно девять месяцев вне зависимости от того , на сколько частей он разделён.В большинстве учебных заведений занятия начинаются в августе-сентябре и заканчиваются в мае- июне, но во многим для тех, кто не желает останавливаться , предусмотрена возможность заниматься и в летнее время за дополнительную плату. Экзамены, как правило, сдают два раза в течение одного семестра: один- в середине, второй- в конце. Время каникул определяется каждым вузом по-разному: обычно это несколько выходных дней в течении каждого семестра , более продолжительный отдых в декабре и январе и неделя каникул в начале весны. Характерной особенностью является то, что студенты и сотрудники в учебных заведениях США общаются между собой менее формально, чем где бы то ни было в мире. Они часто имеют тесные, даже дружеские отношения. Все более входит в моду называть преподавателя по имени , хотя каждый преподаватель имеет свой собственный стиль и манеру поведения, но в целом общаться с ними легче, чем в других странах. Профессор может пригласить студента вместе пообедать или предложить совместное участие в общественном мероприятии.Занятия в классе часто представляют собой дискуссию между преподавателем и студентами. Успеваемость студента- это, в первую очередь показатель качества его участия в обсуждениях, проводимых в классе. Там невозможно, как у нас, пройти курс, заключительный балл по которому основывался бы на одном экзамене в конце семестра.Существует 3 основных способа преподавания. Вводный уровень включает чтение лекций, на которых несколько сотен студентов слушают преподавателя. Занятия в небольших группах или семинары обычно проводятся с 5-30 студентами. Этот способ применяется часто на последующих уровнях обучения и предполагает более тесное взаимодействие между студентами и преподавателем. Занятия в лабораториях похожи на семинарские и в основном предназначены для студентов, изучающих естественные и прикладные науки, например, компьютерные и инженерные. Почти все колледж предлагают студентам возможности индивидуальных занятий с преподавателем.

Россия.
Если говорить о российской системе образования, то в качестве её очевидного преимущества следует назвать фундаментальность. Если российский студент высказывается о чём-то, то, как правило, он опирается находит небольшие, но знания, зато его иностранный коллега, поднаторевший в дискуссиях, умеет просто по рассуждать на любую тему. И, тем не менее, если всерьез задуматься о рынке рабочей силы, то становится очевидным, что наше образование должно быть несколько более прагматичным. Так, например, британцы считают, что невозможно обучить человека единожды и на всю жизнь, ведь по ходу профессиональной деятельности у него возникают вопросы, на которые он не всегда в состоянии сам ответить. Поэтому во всём мире( а теперь и у нас) серьёзный вес имеет дополнительное профессиональное образование.С другой стороны, лекционные курсы в российских вузах гораздо объёмнее, а их количество значительно больше, чем в зарубежных учебных заведениях. Что касается контроля качества, то в зарубежных вузах он налажен гораздо лучше, чем в России: это и привлечение внешних экзаменаторов, и двойная, а то и тройная проверка. Кроме того, возможность студентов влиять на процесс образования, выбор последовательности изучения предметов, а также обязательная обратная связь тоже является важным элементом в системе образования.

Источник: газета "Московский Университет"

Комментариев нет:

Ваши замечания и пожелания