Европейский Союз (ЕС) – молодое (1 ноября 1993 г.), но мощное и динамично развивающееся явление на политической карте Мира. Возникший на основе Европейского экономического сообщества. ЕС стал одним из центров (полюсов) мировой политики и экономики. ЕС – третья (после США и Японии) экономическая сила в мире. Две страны в ЕС (Великобритания и Франция) обладают ядерным оружием. Велик людской потенциал ЕС (более 400 млн. человек); это намного больше чем в США (280 млн. человек). ЕС – один из мировых очагов цивилизации и культуры. По мнению некоторых ученых-правоведов, демократическое законодательство ЕС – одно из самых передовых в мире, если не самое передовое. Естественно, что все эти моменты создали большой вес ЕС в мире на международной арене и роль ЕС в мире постоянно и неуклонно повышается, что доказывает, например, введение 1 января 2002 г. общеевропейской валюты (евро) – конкурента американского $ и создание общеевропейских Сил быстрого реагирования – прообраза будущей единой европейской армии, способной находиться вне структуры NATO.
Де-факто ЕС стал не только экономическим, но и политическим конкурентом державы №1 в мире, постепенно выходя из орбиты влияния США, а в будущем возможно, станет и самостоятельной военной силой. И самое главное – территория ЕС с момента своего создания постоянно расширяется, что не может не сказываться на его соседях, самым значительным из которых является Российская Федерация (РФ).
И такой объективный (как отмечают многие исследователи), а значит неизбежный процесс расширения ЕС приводит к возникновению целого комплекса проблем, как для самих стран Союза (их адаптация к новым членам ЕС), так и для стран, граничащих с ЕС (например, применительно к РФ – это две важные проблемы: Калининградской области и втягивание в орбиту политического и военного влияния ЕС бывших советских республик (Прибалтика, Украина, Грузия)).
Возникнув 1 ноября 1993 года на основе Маастрихтских соглашений от 7 февраля 1992, за счет присоединения новых стран, Евросоюз за 11 лет существования, увеличил свою территорию в___раз (или на___%), и стал первым по численности населения (____млн. чел) и вторым по площади (после России) (____млн. км2) административно-политическим образованием в Европе (В Евразии соответственно ________________________________________________________, а в мире _______________________________________________________________.
Образование Евросоюза – следствие реализации т.н. «европейской идеи», ведущей свое начало еще со времен раннего средневековья, логическое завершение следующей «цепочки»: империя Карла Великого в начале 9 в. н.э. (прообраз современного ЕС) – Священная Римская империя императора Оттона (середина 9 в.) – проект французского юриста П. Дюбуа (1306 г.): «Христианская республика» - идея европейской христианской «республики» папы Пия II (1458-1464 гг.) – проект объединения европейских монархий короля Богемии Подебрада (1458-1474 гг.) – «Большой проект» герцога Сюлли (1639 г.): федерация европейских государств – проект создания Европарламента англичанином У. Пенном в 1693 г. и философом и юристом И. Бентамом в 18 веке – империя Наполеона Бонапарта (1804-1814 гг.) – проект французского утописта Анри Сен-Симона (1814 г.): создание европейского правительства и армии – «Священный Союз» Александра I (первая четверть 19 в.) – проект: «Организация европейского союза государств» швейцарского юриста Блюнчли (конец 19 в.) – создание Антанты и Тройственного союза (начало 20 в.) – идея «Соединенных штатов Европы» (начало 20 в.) – концепция Панъевропейского союза графа Куденхова-Калерги (1923 г.) – проект Европейского Союза французского политика А. Бриана (20-е, 30-е гг. 20 в.) – идея Соединенных Штатов Европы У. Черчилля (1946 г.) – Конгресс Европы (Гаага, 1948 г.) – план Р. Шумана - Ж. Монне (1950 г.) – создание ЕОУС (Париж, 1951 г.) – Римские договоры 1957 г. (создание ЕЭС и Евратома) – «Договор о слиянии» (1965 г.) – «Доклад Давиньона» (1968 г.): начало политической интеграции в Европе – Единый европейский акт (1986 г.): определение даты образования ЕС – Шенгенские соглашения 1985 г. и 1990 г. – Маастрихтский договор (1992 г.): создание Евросоюза.
С 1.11.1993 г. по 1.05.2004 г. произошло две волны расширения Евросоюза: в 1995 г. к ЕС присоединились Австрия, Финляндия и Швеция; 1 мая 2004 г. – Словения Польша, Венгрия, Чехия, Латвия, Литва, Эстония, Словакия, Кипр и Мальта. В 2007 г. планируется присоединение Болгарии и Румынии. На очереди Турция и Хорватия. Желают вступить в ЕС правительства Швейцарии и Норвегии (большинство народа против), некоторые бывшие республики Югославии, Украина, Грузия и даже Марокко (страна в северной Африке). По мнению ряда аналитиков в отдаленной перспективе в ЕС возможно вступит Израиль, Ливан и Тунис.
В настоящее время в составе ЕС 25 стран: 15 «старых» и 10 «новых».
Каковы условия и механизм вступления «новых» стран (стран-кандидатов) в ЕС и какие проблемы возникли у «старых» стран в связи с расширением Евросоюза? Данные вопросы будут разобраны в основной части работы.
I. Процесс расширения ЕС
Импульсом к расширению ЕС послужили Амстердамский и Ниццкий договора (2 окт. 1997 г. и 26 февр. 2001 г. соответственно), внесшие существенные правки в Маастрихтский договор 1992 г. учредивший ЕС. Суть данных договоров – адаптация институтов ЕС к функционированию в расширенном Союзе в результате проведения реформ как в самих странах-кандидатах, так и в «старых» членах ЕС. Договора 1997 г. и 2001 г. призваны изменить механизм руководящих органов ЕС в плане укрепления наднациональных (федеративных) начал в его устройстве и деятельности. Расширение ЕС таким образом, выступает стимулом для усиления политической централизации и федерализации в Европе.
Ниццкий договор, лейтмотивом которого являлась подготовка ЕС к расширению, обозначил число стран-кандидатов (13) на вступление в ЕС и определил время проведения конференции, в ходе которой должны быть выработаны и утверждены условия и приблизительная дата присоединения новых членов.
Такая конференция была собрана в 2003 г., результатом которой явился новый Афинский договор от 1 февраля 2003 г. между странами ЕС и кандидатами на вступление (10 стран), ставшими полноправными членами ЕС 1 мая 2004 г. (см. выше).
Важнейшей частью Афинского договора является Акт относительно условий присоединения и изменений договоров, на которых основывается ЕС. Данный акт в ст. 1 подразделяет стороны Договора на существующие государства-члены Союза и новые государства-члены ЕС. В соответствии с ним, 10 новых стран присоединяются ко всем учредительным договорам ЕС и признают действующими на своей территории все акты, принятые в ЕС, в т.ч. Договор о Евросоюзе (ст. 49) и «Копенгагенские критерии» (сформулированы на саммите ЕС в Копенгагене в 1993 г.), где установлены условия принятия в ЕС.
Новые условия принятия стран в ЕС
В соответствии со ст. 49 Договора о ЕС страна-кандидат должна быть по духу – «европейской», т.е. европейскими должны быть культура, политические и правовые традиции государства-нового члена. Страны-кандидаты перед своим вступлением в ЕС должны подогнать свою политическую и экономическую систему под стандарты ЕС, чтобы выстоять на внутреннем рынке и стать полноправными членами. Что касается географического положения в Европе, то данное условие – желательное, но, по-видимому, не обязательное, что показывает пример вхождения в ЕС таких стран, как Мальта (ближе к Африке, чем к Европе) и Кипра (расположен в Азии) и определение страны-кандидата Турции (Азия).
В соответствии со ст. 6 Договора о ЕС страна-кандидат должна уважать демократические принципы конституционного строя (свобода, демократия, права человека и гражданина, принцип правового государства).
В соответствии с «Копенгагенскими критериями» страна-кандидат должна отвечать следующим требованиям:
1) Уважение и защита меньшинств;
2) Стабильность, демократия и верховенство права, соблюдение прав человека, Нормально работающая рыночная экономика и способность выдерживать конкуренцию на внутреннем рынке ЕС;
3) Способность усвоить обязанности и цели, вытекающие из членства в ЕС. Это означает, что страны-кандидаты должны включить в национальное законодательство наработанный правовой массив, «общую нормативно-правовую базу ЕС».
Нужно отметить, что одним из самых важных условий принятия в Евросоюз является достаточно высокий уровень экономического развития страны-кандидата, который должен быть сопоставим со средним уровнем ЕС. Здесь большое значение имеют такие показатели, как ВВП (в т.ч. на душу населения), национальный доход (НД), приемлемый уровень инфляции, отсутствие бюджетного дефицита.
Слабо развитое в экономическом отношении государство практически не имеет шансов на вступление в ЕС, даже если оно в остальном отвечает предписаниям ст. 49.
Немаловажным условием для вступления в ЕС является урегулирование страной-кандидатом всех территориальных споров со своими соседями, т.е. государственная граница должна быть четко демаркирована и должны быть сняты все взаимные территориальные претензии. Данным критериям могут соответствовать далеко не все страны-кандидаты на вступление в ЕС и страны, желающие в какой-то временной перспективе войти в Союз (кандидаты на кандидатство в ЕС). Так на Афинском саммите в ЕС приняли не все страны-кандидаты, определенные в Ниццком договоре. Болгария, Румыния и Турция пока не вошли в ЕС. Болгарии и Румынии дали время до 2007 г., чтобы эти страны свои национальные законодательства полностью привели в соответствие со стандартами ЕС и увеличили темпы реформ в экономике. Что касается Турции, то «камнем преткновения» являются низкий уровень демократии, в частности несоблюдение прав человека, высокая степень присутствия военных в органах власти, курдская проблема, проблема Северного Кипра, напряженность в отношениях с Грецией и Арменией, а также опасения некоторых политических сил Союза (в основном – правых) в отношении наплыва турецких эмигрантов (гастарбайтеров) в их страны, что может привести к опасным трениям с местным населением.
Неплохие шансы на вступление в ЕС у Хорватии. Как отмечают политические деятели Союза, эта страна далеко продвинулась в области демократии и в сфере экономики, но пока существует проблема окончательного урегулирования отношений со странами – бывшими республиками Югославии, прежде всего с Сербией.
У стран, ныне мечтающих войти в ЕС (Албания, Украина, Македония, Сербия, Грузия), по мнению многих аналитиков, практически нет никаких шансов это сделать в ближайшей перспективе. Главные проблемы этих стран, препятствующие получению ими статуса кандидатов – это низкий уровень развития экономики (за исключением, пожалуй, Украины), слабое развитие демократических институтов, нарушение прав человека и высокий уровень коррупции. А в Сербии и Грузии – это еще и территориальные проблемы (косовская и абхазская с осетинской соответственно). Таким образом данная группа стран почти полностью не соответствует копенгагенским критериям и статьям 6 и 49 Договора об учреждении ЕС. Но с геополитической точки зрения (по чисто политическим причинам) и в соответствии с духом «европейской идеи от Атлантики до Урала» вхождение данных стран в состав ЕС выгодно самому Союзу и, по-видимому, такое вхождение только вопрос времени.
Израиль, Ливан, Тунис, Марокко. Слишком далеко от Европы расположены эти страны и слишком много нерешенных проблем у них (как внутренних, например палестинская проблема в Израиле, так и внешних, например проблемы Марокко – Западная Сахара и Израиль – Сирия и Ливан). Так что вхождение данных государств в ЕС не только в краткосрочной, но и в среднесрочной перспективе кажется фантастично.
Норвегия и Швейцария. Эти две страны практически полностью соответствуют всем условиям для принятия в ЕС, но большинство их граждан высказалось против вхождения в Союз (референдумы 1972 и 1994 гг. в Норвегии). Будем ждать результатов следующих плебисцитов.
Россия. Очень сложный вопрос. Еще в 1997 г. в лице тогдашнего премьера В. Черномырдина Россия была не прочь войти в какой-то перспективе в состав ЕС. С формальной точки зрения Россия почти полностью соответствует комплексу условий принятия в ЕС. Так РФ уже признали страной с рыночной экономикой, отсутствует бюджетный дефицит, неплохие темпы экономического роста, постоянно снижающийся уровень инфляции (конечно, если верить официальной статистике), демократическая конституция, выстроены все необходимые государственные институты, признаки некоторой политической стабильности (а что будет после Путина?!), приверженность (пусть формально, но это так!) руководителей РФ общечеловеческим ценностям и соблюдение международных договоренностей. Но!, Чечня, коррупция, пока низкая конкурентоспособность экономики РФ и опасение европейских политиков, что, войдя в ЕС, РФ породит массу проблем для Союза, главная из которых- огромный поток желающих закрепиться в странах ЕС. Да и большие размеры самой России тоже смущают политиков Евросоюза.
Выполнение всех необходимых условий принятия в ЕС дает право странам-кандидатам на вступление в Союз. Каков при этом механизм присоединения?
Процедура присоединения
Процедура присоединения состоит из подготовительного и переговорного этапов.
Сначала заинтересованным государством подается заявка с просьбой принять его в члены Евросоюза. Заявка подается в Совет ЕС – главный законодательный орган Союза. Совет принимает решение по ней единогласно, что предполагает поддержку со стороны всех входящих в ЕС государств-членов. До принятия решения Совет должен также провести консультацию с Еврокомиссией – главным исполнительным органом ЕС и получить согласие представительного органа – Европарламента. Это- подготовительный этап.
Самый сложный и длительный по времени – переговорный этап – переговоры страны-кандидата с Комиссией. В ходе этих переговоров предварительно согласовываются конкретные условия и сроки присоединения нового государства к ЕС, а также проверяется выполнение кандидатом требований, предъявляемых для приема в Союз (см. выше).
Перед началом переговоров Комиссия делает по каждой стране/главе сравнительный анализ правовых, экономических и административных условий в странах-кандидатах и в ЕС (так называемый скрининг). Одновременно каждая из стран-кандидатов индивидуально определяется с соответствующей переговорной позицией. На основе этих данных государства-члены ЕС вырабатывают в Брюсселе общие позиции, которые будут обсуждаться при необходимости на многих раундах переговоров со странами-кандидатами вплоть до достижения предварительных результатов. Результаты одобряются по главам министрами иностранных дел ЕС на вступительных конференциях. Им предшествуют вступительные конференции на уровне заместителей министров иностранных дел. Как только обе стороны приходят к выводу о том, что потребность в дальнейших переговорах отпала, эти главы временно закрываются. В противном случае принимается решение вернуться к ним позже,
· поскольку поданы ходатайства о переходных правилах, необходимость и уместность которых можно оценить только в более поздней фазе переговоров или
· поскольку у ЕС существует дополнительная потребность в информации.
Источником права, на основании которого осуществляется вступление в Союз новых стран, служит договор о присоединении (последний – Афинский от 1.02.2003 г.). Его заключают между собой действующие государства-члены ЕС, которые вместе выступают как одна страна, и одно или несколько стран-кандидатов.
Последний этап – это ратификация всеми государствами-членами Союза договора о присоединении, что происходит не быстро, например процесс ратификации Афинского договора 2003 г. растянулся более чем на год.
Таким образом, для вступления в ЕС наряду с выполнением ряда политических, правовых и экономических условий требуется согласие каждой из входящих в него стран, а также согласие органа, представляющего народы Союза в целом – Европейского парламента.
II. Адаптация стран ЕС к вступлению в Союз новых стран
После 1 мая 2004 года ЕС состоит из 25 государств-членов. В результате Афинских договоренностей в Союз было принято 10 новых стран, в основном из Восточной Европы. ЕС, в который входит 25 стран уже не сможет функционировать таким же образом, как ЕС в начале своего существования (1993-1995гг.) и тем более, как Европейские Сообщества в момент своего учреждения в 1958 г., когда в них входили шесть государств. Вхождение в Союз новых стран не может не вызвать сбой, поломку в работе хорошо отлаженного механизма, каковым является ЕС, не может не привести к возникновению целого ряда проблем для «старых» государств-членов ЕС. Тем более большинство новичков в недавнем прошлом были социалистическими странами с плановой административной экономикой.
Чтобы можно было развеять сомнения евроскептиков в необходимости расширения ЕС и в его дееспособности после данного процесса Союз должен был соответствующим образом подготовиться.
Вопрос: «Как проходит адаптация Евросоюза к новым странам, вступившим в ЕС и какие появились проблемы в Союзе после изменения геополитической ситуации в Европе» рассматривается во II части работы.
Опыт адаптации европейских стран к будущему расширению ЕС
Несомненно, что присоединение 1 мая 2004 года 10 новых стран к ЕС – это не последний этап расширения Евросоюза. С целью сохранения механизма функционирования ЕС необходим опыт адаптации этой организации к изменившейся обстановки, к возникновению качественно новой геополитической ситуации. И такой опыт есть в виде Ниццкого и Афинского договоров.
На саммите ЕС в Ницце в декабре 2000 года была достигнута договоренность расширить принцип принятия решений большинством голосов в Совете ЕС, перераспределить голоса и места, которые имеет каждая страна в Совете и в Европарламенте, пересмотреть состав Еврокомисии, сократить количество допустимых случаев применения государствами-членами права вето на законопроекты и другие решения, изменить правовой статус самих наднациональных институтов (Совет, Комиссия, Парламент, Суд, Счетная палата).
Ниццкий договор 2001 года внес важные поправки в Договор об учреждении ЕС, нацеленные на подготовку институтов ЕС к работе в расширенном Союзе:
1) расширены возможности институтов Союза по контролю за соблюдением государствами-членами демократических принципов общественного строя (см. новый параграф 1 ст. 7, а также новый пункт «е» ст. 46);
2) в рамках общей внешней политики безопасности (раздел V) возросло количество вопросов, решаемых Советом на базе квалифицированного большинства вместо единогласия (см. параграф 2 ст. 23 и параграфы 3-4 статьи 24); исключены положения об участии Западноевропейского союза (ЗЕС) в формировании общей оборонной политики ЕС (новая редакция ст. 17); уточнен порядок заключения и применения международных договоров Союза с третьими странами и международными организациями (ст. 24); на месте существовавшего ранее Политического комитета создан Комитет по вопросам политики и безопасности с более широкой компетенцией (ст. 25);
3) применительно к сотрудничеству полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере (раздел VI) добавлены положения о новом правоохранительном органе Союза – Евроюст (ст. 29 и ст. 31);
4) с учетом предстоящего расширения Союза упрощен и уточнен порядок пользования государствами-членами механизма «продвинутого сотрудничества» (см. новую редакцию раздела VII и ст. 40 – ст. 40В, регулирующие продвинутое сотрудничество в уголовно-правовой сфере). Аналогичное сотрудничество может теперь осуществляться в рамках общей внешней политики и политики безопасности (ст. 27 – ст. 27Е), что не допускалось прежней редакцией Договора о ЕС.
Техническая сторона вопроса реформирования ЕС в свете его предстоящего расширения, которое было запланировано на 2004 год, подробно представлена в Акте Договора о присоединении 2003 г. (Афинский договор).
Данный Акт пересматривает численный состав институтов и других органов Союза, с учетом квот новых государств-членов, содержавшихся в Протоколе о расширении, приложенном к Ниццкому договору, а также устанавливает для новых стран переходные процесса расширения проблемы.
Вызовы (проблемы), связанные с вступлением новых стран в Евросоюз
Не смотря на активное реформирование правового поля Евросоюза (Амстердамский (1997г.), Ниццкий (2001 г.) и Афинский (2003 г.) договора) в «старых» странах ЕС после процесса присоединения (1.05.2004 г.) уже начали появляться некоторые политические, правовые и главным образом экономические проблемы и стали возникать фобии (страхи, опасения) их граждан в отношении положительного решения данных проблем
Так в настоящее время самым острыми политическими проблемами являются Калининградская и Кипрская проблемы. Калининградская проблема связана с транзитом российских граждан через территорию Литвы и Латвии, ставшими частями ЕС и поэтому обязанными соблюдать Шенгенское законодательство о введении единого визового режима на внешних границах Союза. Данная проблема привела к некоторой напряженности в отношениях ЕС с Россией, что явно не в пользу как Союзу, так и РФ.
До сих пор не урегулирована Кипрская проблема, связанная с разделом этого островного государства на две враждующие части: греческую и турецкую, что мешает включению всей этой страны в ЕС (на референдуме в 2004 г. греческое население проголосовало против объединения двух частей острова и в Союз приняли только южную (греческую) часть Кипра).
Также существует турецкая проблема. Турцию не спешат принимать в ряды ЕС по двум главным причинам:
1) проблема Северного Кипра и напряженные отношения Турции с Арменией и Грецией;
2) опасения европейцев в отношении наплыва дешевой турецкой рабочей силы на рынки труда их стран, что может привести к увеличению безработицы среди аборигенного населения ЕС и возможно к понижению среднего уровня зарплаты в отраслях, где широко применяется труд иностранных рабочих (например, в легкой (текстильной) промышленности).
Если в какой-то перспективе в ЕС войдут Украина и Грузия, то не исключено, что возникнет проблема с Россией (многие политические силы и нынешняя власть в РФ не приветствует вхождение в ЕС бывших советских республик).
Перманентно у ЕС возникает проблема с Норвегией и Швецией, правительства которых за вхождение их стран в Союз, но на референдумах большинство народа высказывается против (боязнь потери национальной самобытности, если в них хлынет миграционный поток).
Из правовых проблем самая актуальная – это право вето, создающее трудности в процессе принятия решений разными институтами и органами ЕС.
Среди социально-экономических проблем важно отметить проблему. миграций рабочей силы и проблему ставки корпоративного налога
Многие европейские политики и граждане «старых» стран ЕС опасаются, что рынки труда захлестнет поток дешевой рабочей силы из восточноевропейских государств. В среде политиков ЕС развернулась дискуссия по вопросу свободы передвижения трудовых мигрантов из новых стран-членов ЕС.
На данный момент только Соединенное Королевство и Ирландия готовы полностью открыть свои рынки труда с 1 мая 2004 г. для восьми новых стран-членов (Кипр и Мальта вступают в ЕС без ограничений передвижения рабочей силы). Напротив, Финляндия, Бельгия и особенно Германия и Австрия требуют дополнительных ограничений на передвижение рабочей силы из стран Центральной и Восточной Европы. Остальные 9 стран-членов ЕС ранее занимали более лояльную позицию в отношении открытия рынков труда, однако позже, из-за давления внутри своих стран, стали склоняться к введению ограничений в рамках различных переходных периодов. По оценкам Комиссии, из новых государств-членов ЕС в страны ЕС-15 будут ежегодно выезжать до 250 тыс. человек. В Еврокомиссии считают необходимым и возможным снизить количество выезжающих до 100 тыс. человек в год. В ходе переговоров был найден следующий компромисс:
1) В первые два года (май 2004 – май 2006 гг.) доступ рабочей силы на рынки труда ЕС-15 регулируется правительствами старых стран-членов или двусторонними соглашениями со странами-новичками. Ограничения могут быть сняты и до истечения двухлетнего срока. Условием является то, что данные ограничения не должны быть строже, чем они существовали до расширения.
2) В 2006 г. ЕК проанализирует эффективность механизма переходных периодов в каждой из стран ЕС-15, и те страны, которые хотят сохранить ограничительные меры еще на три года (до мая 2009 г.) должны уведомить об этом Комиссию.
3) Механизм переходного периода может быть продлен максимум до 2011 года, если страны ЕС-15 сумеют доказать Комиссии необходимость этой меры.
Проблема корпоративного налога (налога на прибыль предприятий в форме акционерного общества) возникла из-за значительной разницы налоговой ставки в «старых» (ЕС-15) и «новых» странах (ЕС-10). В ЕС-15 такой налог больше (до 40%), чем в ЕС-10 (10-20%), поэтому крупные корпорации активно пытаются перенести производство из Западной Европы в Восточную. (Например в Восточной Европе немецкой автопромышленностью создано около 200 предприятий, Концерн «Volkswagen» в Словакии создал 9400 новых рабочих мест. А всего инвестиции автомобильных корпораций Германии в страны В. Европы составили 10 млрд. евро).
Тем самым возникает новая проблема: увольнение работников предприятий, «переносимых» в ЕС-10. Этой тенденции не могут противостоять даже традиционно сильные в Западной Европе профсоюзы.
Ситуация с налогами вполне может перерасти в локальную налоговую войну, наиболее пессимистические прогнозы начинают сбываться.
Так в июле 2004 года в Германии разгорелся скандал вокруг отделения автомобильного концерна DaimlerChrysler. Менеджер компании с целью значительного понижения издержек решил вывести производство автомобилей из Западной Германии в Восточную, а то и вообще в Южную Африку. Достижению консенсуса между руководителями компании и ее рабочими предшествовала неделя массовых забастовок. В итоге работники пошли на $200 млн. экономии – большей частью за счет отказа от запланированного повышения зарплаты, и согласились работать большее количество часов, нежели прежде.
Проблему корпоративного налога пытались решить на встрече министров финансов 25 стран ЕС (Нидерланды, 2004 г.). Министры финансов «старых» стран ЕС хотят заставить некоторые «новые» страны уравнять подоходный налог с предприятий в В. и З. Европе.
Особенно жестокую позицию заняли Франция и Германия, где ставка корпоративного налога на уровне 35-40%.
В частности министр финансов Франции Н. Саркози выступил с предложением прекратить субсидирование новых стран ЕС из структурных фондов Союза, аргументируя тем, что корпоративные налоги в ЕС-10 существенно ниже, чем в ЕС-15 (а то и вообще равны нулю, как в Эстонии), и при этом государства с меньшей налоговой ставкой еще и получают гуманитарную помощь в виде субсидий.
Европейский Союз – практическое воплощение идеи «общеевропейского дома», берущей свое начало еще со времен средневековья, это – реализованная мечта многих прогрессивных людей своего времени (мечта о спокойствии и благополучии на европейском материке), это – пример относительно быстрой и успешной интеграции разных по своему типу стран в политико-правовой и социально-экономической сферах, это – пример решения самых сложных вопросов на компромиссной основе с учетом интересов всех входящих в ЕС стран.
Не смотря на множество проблем связанных с расширением ЕС, процессы интеграции в странах Союза перешли на качественно новый уровень, создавая условия для трансформации в недалеком будущем конфедерации европейских стран (каковой, по сути, является нынешний ЕС) в полноценный Союз в федеративной форме. И такие процессы уже нельзя остановить в силу их объективности, а значит неизбежности; их можно только корректировать с учетом меняющейся ситуации, что и происходит в последнее время в ЕС (реформирование Союза посредством Амстердамского, Ниццкого и Афинского договоров, принятие билля о правах человека (Хартия основных прав и свобод человека, 2000 г., проект будущей Конституции Союза).
…Гимн Евросоюза - ода Бетховена «К радости», написанная на слова Шиллера, выступает рефреном к Преамбуле Договора об учреждении ЕС, где указана главная цель Союза – процветание и благополучие всех европейских народов, мир и спокойствие на европейском континенте. Так это будет или иначе – покажет Время.
Де-факто ЕС стал не только экономическим, но и политическим конкурентом державы №1 в мире, постепенно выходя из орбиты влияния США, а в будущем возможно, станет и самостоятельной военной силой. И самое главное – территория ЕС с момента своего создания постоянно расширяется, что не может не сказываться на его соседях, самым значительным из которых является Российская Федерация (РФ).
И такой объективный (как отмечают многие исследователи), а значит неизбежный процесс расширения ЕС приводит к возникновению целого комплекса проблем, как для самих стран Союза (их адаптация к новым членам ЕС), так и для стран, граничащих с ЕС (например, применительно к РФ – это две важные проблемы: Калининградской области и втягивание в орбиту политического и военного влияния ЕС бывших советских республик (Прибалтика, Украина, Грузия)).
Возникнув 1 ноября 1993 года на основе Маастрихтских соглашений от 7 февраля 1992, за счет присоединения новых стран, Евросоюз за 11 лет существования, увеличил свою территорию в___раз (или на___%), и стал первым по численности населения (____млн. чел) и вторым по площади (после России) (____млн. км2) административно-политическим образованием в Европе (В Евразии соответственно ________________________________________________________, а в мире _______________________________________________________________.
Образование Евросоюза – следствие реализации т.н. «европейской идеи», ведущей свое начало еще со времен раннего средневековья, логическое завершение следующей «цепочки»: империя Карла Великого в начале 9 в. н.э. (прообраз современного ЕС) – Священная Римская империя императора Оттона (середина 9 в.) – проект французского юриста П. Дюбуа (1306 г.): «Христианская республика» - идея европейской христианской «республики» папы Пия II (1458-1464 гг.) – проект объединения европейских монархий короля Богемии Подебрада (1458-1474 гг.) – «Большой проект» герцога Сюлли (1639 г.): федерация европейских государств – проект создания Европарламента англичанином У. Пенном в 1693 г. и философом и юристом И. Бентамом в 18 веке – империя Наполеона Бонапарта (1804-1814 гг.) – проект французского утописта Анри Сен-Симона (1814 г.): создание европейского правительства и армии – «Священный Союз» Александра I (первая четверть 19 в.) – проект: «Организация европейского союза государств» швейцарского юриста Блюнчли (конец 19 в.) – создание Антанты и Тройственного союза (начало 20 в.) – идея «Соединенных штатов Европы» (начало 20 в.) – концепция Панъевропейского союза графа Куденхова-Калерги (1923 г.) – проект Европейского Союза французского политика А. Бриана (20-е, 30-е гг. 20 в.) – идея Соединенных Штатов Европы У. Черчилля (1946 г.) – Конгресс Европы (Гаага, 1948 г.) – план Р. Шумана - Ж. Монне (1950 г.) – создание ЕОУС (Париж, 1951 г.) – Римские договоры 1957 г. (создание ЕЭС и Евратома) – «Договор о слиянии» (1965 г.) – «Доклад Давиньона» (1968 г.): начало политической интеграции в Европе – Единый европейский акт (1986 г.): определение даты образования ЕС – Шенгенские соглашения 1985 г. и 1990 г. – Маастрихтский договор (1992 г.): создание Евросоюза.
С 1.11.1993 г. по 1.05.2004 г. произошло две волны расширения Евросоюза: в 1995 г. к ЕС присоединились Австрия, Финляндия и Швеция; 1 мая 2004 г. – Словения Польша, Венгрия, Чехия, Латвия, Литва, Эстония, Словакия, Кипр и Мальта. В 2007 г. планируется присоединение Болгарии и Румынии. На очереди Турция и Хорватия. Желают вступить в ЕС правительства Швейцарии и Норвегии (большинство народа против), некоторые бывшие республики Югославии, Украина, Грузия и даже Марокко (страна в северной Африке). По мнению ряда аналитиков в отдаленной перспективе в ЕС возможно вступит Израиль, Ливан и Тунис.
В настоящее время в составе ЕС 25 стран: 15 «старых» и 10 «новых».
Каковы условия и механизм вступления «новых» стран (стран-кандидатов) в ЕС и какие проблемы возникли у «старых» стран в связи с расширением Евросоюза? Данные вопросы будут разобраны в основной части работы.
I. Процесс расширения ЕС
Импульсом к расширению ЕС послужили Амстердамский и Ниццкий договора (2 окт. 1997 г. и 26 февр. 2001 г. соответственно), внесшие существенные правки в Маастрихтский договор 1992 г. учредивший ЕС. Суть данных договоров – адаптация институтов ЕС к функционированию в расширенном Союзе в результате проведения реформ как в самих странах-кандидатах, так и в «старых» членах ЕС. Договора 1997 г. и 2001 г. призваны изменить механизм руководящих органов ЕС в плане укрепления наднациональных (федеративных) начал в его устройстве и деятельности. Расширение ЕС таким образом, выступает стимулом для усиления политической централизации и федерализации в Европе.
Ниццкий договор, лейтмотивом которого являлась подготовка ЕС к расширению, обозначил число стран-кандидатов (13) на вступление в ЕС и определил время проведения конференции, в ходе которой должны быть выработаны и утверждены условия и приблизительная дата присоединения новых членов.
Такая конференция была собрана в 2003 г., результатом которой явился новый Афинский договор от 1 февраля 2003 г. между странами ЕС и кандидатами на вступление (10 стран), ставшими полноправными членами ЕС 1 мая 2004 г. (см. выше).
Важнейшей частью Афинского договора является Акт относительно условий присоединения и изменений договоров, на которых основывается ЕС. Данный акт в ст. 1 подразделяет стороны Договора на существующие государства-члены Союза и новые государства-члены ЕС. В соответствии с ним, 10 новых стран присоединяются ко всем учредительным договорам ЕС и признают действующими на своей территории все акты, принятые в ЕС, в т.ч. Договор о Евросоюзе (ст. 49) и «Копенгагенские критерии» (сформулированы на саммите ЕС в Копенгагене в 1993 г.), где установлены условия принятия в ЕС.
Новые условия принятия стран в ЕС
В соответствии со ст. 49 Договора о ЕС страна-кандидат должна быть по духу – «европейской», т.е. европейскими должны быть культура, политические и правовые традиции государства-нового члена. Страны-кандидаты перед своим вступлением в ЕС должны подогнать свою политическую и экономическую систему под стандарты ЕС, чтобы выстоять на внутреннем рынке и стать полноправными членами. Что касается географического положения в Европе, то данное условие – желательное, но, по-видимому, не обязательное, что показывает пример вхождения в ЕС таких стран, как Мальта (ближе к Африке, чем к Европе) и Кипра (расположен в Азии) и определение страны-кандидата Турции (Азия).
В соответствии со ст. 6 Договора о ЕС страна-кандидат должна уважать демократические принципы конституционного строя (свобода, демократия, права человека и гражданина, принцип правового государства).
В соответствии с «Копенгагенскими критериями» страна-кандидат должна отвечать следующим требованиям:
1) Уважение и защита меньшинств;
2) Стабильность, демократия и верховенство права, соблюдение прав человека, Нормально работающая рыночная экономика и способность выдерживать конкуренцию на внутреннем рынке ЕС;
3) Способность усвоить обязанности и цели, вытекающие из членства в ЕС. Это означает, что страны-кандидаты должны включить в национальное законодательство наработанный правовой массив, «общую нормативно-правовую базу ЕС».
Нужно отметить, что одним из самых важных условий принятия в Евросоюз является достаточно высокий уровень экономического развития страны-кандидата, который должен быть сопоставим со средним уровнем ЕС. Здесь большое значение имеют такие показатели, как ВВП (в т.ч. на душу населения), национальный доход (НД), приемлемый уровень инфляции, отсутствие бюджетного дефицита.
Слабо развитое в экономическом отношении государство практически не имеет шансов на вступление в ЕС, даже если оно в остальном отвечает предписаниям ст. 49.
Немаловажным условием для вступления в ЕС является урегулирование страной-кандидатом всех территориальных споров со своими соседями, т.е. государственная граница должна быть четко демаркирована и должны быть сняты все взаимные территориальные претензии. Данным критериям могут соответствовать далеко не все страны-кандидаты на вступление в ЕС и страны, желающие в какой-то временной перспективе войти в Союз (кандидаты на кандидатство в ЕС). Так на Афинском саммите в ЕС приняли не все страны-кандидаты, определенные в Ниццком договоре. Болгария, Румыния и Турция пока не вошли в ЕС. Болгарии и Румынии дали время до 2007 г., чтобы эти страны свои национальные законодательства полностью привели в соответствие со стандартами ЕС и увеличили темпы реформ в экономике. Что касается Турции, то «камнем преткновения» являются низкий уровень демократии, в частности несоблюдение прав человека, высокая степень присутствия военных в органах власти, курдская проблема, проблема Северного Кипра, напряженность в отношениях с Грецией и Арменией, а также опасения некоторых политических сил Союза (в основном – правых) в отношении наплыва турецких эмигрантов (гастарбайтеров) в их страны, что может привести к опасным трениям с местным населением.
Неплохие шансы на вступление в ЕС у Хорватии. Как отмечают политические деятели Союза, эта страна далеко продвинулась в области демократии и в сфере экономики, но пока существует проблема окончательного урегулирования отношений со странами – бывшими республиками Югославии, прежде всего с Сербией.
У стран, ныне мечтающих войти в ЕС (Албания, Украина, Македония, Сербия, Грузия), по мнению многих аналитиков, практически нет никаких шансов это сделать в ближайшей перспективе. Главные проблемы этих стран, препятствующие получению ими статуса кандидатов – это низкий уровень развития экономики (за исключением, пожалуй, Украины), слабое развитие демократических институтов, нарушение прав человека и высокий уровень коррупции. А в Сербии и Грузии – это еще и территориальные проблемы (косовская и абхазская с осетинской соответственно). Таким образом данная группа стран почти полностью не соответствует копенгагенским критериям и статьям 6 и 49 Договора об учреждении ЕС. Но с геополитической точки зрения (по чисто политическим причинам) и в соответствии с духом «европейской идеи от Атлантики до Урала» вхождение данных стран в состав ЕС выгодно самому Союзу и, по-видимому, такое вхождение только вопрос времени.
Израиль, Ливан, Тунис, Марокко. Слишком далеко от Европы расположены эти страны и слишком много нерешенных проблем у них (как внутренних, например палестинская проблема в Израиле, так и внешних, например проблемы Марокко – Западная Сахара и Израиль – Сирия и Ливан). Так что вхождение данных государств в ЕС не только в краткосрочной, но и в среднесрочной перспективе кажется фантастично.
Норвегия и Швейцария. Эти две страны практически полностью соответствуют всем условиям для принятия в ЕС, но большинство их граждан высказалось против вхождения в Союз (референдумы 1972 и 1994 гг. в Норвегии). Будем ждать результатов следующих плебисцитов.
Россия. Очень сложный вопрос. Еще в 1997 г. в лице тогдашнего премьера В. Черномырдина Россия была не прочь войти в какой-то перспективе в состав ЕС. С формальной точки зрения Россия почти полностью соответствует комплексу условий принятия в ЕС. Так РФ уже признали страной с рыночной экономикой, отсутствует бюджетный дефицит, неплохие темпы экономического роста, постоянно снижающийся уровень инфляции (конечно, если верить официальной статистике), демократическая конституция, выстроены все необходимые государственные институты, признаки некоторой политической стабильности (а что будет после Путина?!), приверженность (пусть формально, но это так!) руководителей РФ общечеловеческим ценностям и соблюдение международных договоренностей. Но!, Чечня, коррупция, пока низкая конкурентоспособность экономики РФ и опасение европейских политиков, что, войдя в ЕС, РФ породит массу проблем для Союза, главная из которых- огромный поток желающих закрепиться в странах ЕС. Да и большие размеры самой России тоже смущают политиков Евросоюза.
Выполнение всех необходимых условий принятия в ЕС дает право странам-кандидатам на вступление в Союз. Каков при этом механизм присоединения?
Процедура присоединения
Процедура присоединения состоит из подготовительного и переговорного этапов.
Сначала заинтересованным государством подается заявка с просьбой принять его в члены Евросоюза. Заявка подается в Совет ЕС – главный законодательный орган Союза. Совет принимает решение по ней единогласно, что предполагает поддержку со стороны всех входящих в ЕС государств-членов. До принятия решения Совет должен также провести консультацию с Еврокомиссией – главным исполнительным органом ЕС и получить согласие представительного органа – Европарламента. Это- подготовительный этап.
Самый сложный и длительный по времени – переговорный этап – переговоры страны-кандидата с Комиссией. В ходе этих переговоров предварительно согласовываются конкретные условия и сроки присоединения нового государства к ЕС, а также проверяется выполнение кандидатом требований, предъявляемых для приема в Союз (см. выше).
Перед началом переговоров Комиссия делает по каждой стране/главе сравнительный анализ правовых, экономических и административных условий в странах-кандидатах и в ЕС (так называемый скрининг). Одновременно каждая из стран-кандидатов индивидуально определяется с соответствующей переговорной позицией. На основе этих данных государства-члены ЕС вырабатывают в Брюсселе общие позиции, которые будут обсуждаться при необходимости на многих раундах переговоров со странами-кандидатами вплоть до достижения предварительных результатов. Результаты одобряются по главам министрами иностранных дел ЕС на вступительных конференциях. Им предшествуют вступительные конференции на уровне заместителей министров иностранных дел. Как только обе стороны приходят к выводу о том, что потребность в дальнейших переговорах отпала, эти главы временно закрываются. В противном случае принимается решение вернуться к ним позже,
· поскольку поданы ходатайства о переходных правилах, необходимость и уместность которых можно оценить только в более поздней фазе переговоров или
· поскольку у ЕС существует дополнительная потребность в информации.
Источником права, на основании которого осуществляется вступление в Союз новых стран, служит договор о присоединении (последний – Афинский от 1.02.2003 г.). Его заключают между собой действующие государства-члены ЕС, которые вместе выступают как одна страна, и одно или несколько стран-кандидатов.
Последний этап – это ратификация всеми государствами-членами Союза договора о присоединении, что происходит не быстро, например процесс ратификации Афинского договора 2003 г. растянулся более чем на год.
Таким образом, для вступления в ЕС наряду с выполнением ряда политических, правовых и экономических условий требуется согласие каждой из входящих в него стран, а также согласие органа, представляющего народы Союза в целом – Европейского парламента.
II. Адаптация стран ЕС к вступлению в Союз новых стран
После 1 мая 2004 года ЕС состоит из 25 государств-членов. В результате Афинских договоренностей в Союз было принято 10 новых стран, в основном из Восточной Европы. ЕС, в который входит 25 стран уже не сможет функционировать таким же образом, как ЕС в начале своего существования (1993-1995гг.) и тем более, как Европейские Сообщества в момент своего учреждения в 1958 г., когда в них входили шесть государств. Вхождение в Союз новых стран не может не вызвать сбой, поломку в работе хорошо отлаженного механизма, каковым является ЕС, не может не привести к возникновению целого ряда проблем для «старых» государств-членов ЕС. Тем более большинство новичков в недавнем прошлом были социалистическими странами с плановой административной экономикой.
Чтобы можно было развеять сомнения евроскептиков в необходимости расширения ЕС и в его дееспособности после данного процесса Союз должен был соответствующим образом подготовиться.
Вопрос: «Как проходит адаптация Евросоюза к новым странам, вступившим в ЕС и какие появились проблемы в Союзе после изменения геополитической ситуации в Европе» рассматривается во II части работы.
Опыт адаптации европейских стран к будущему расширению ЕС
Несомненно, что присоединение 1 мая 2004 года 10 новых стран к ЕС – это не последний этап расширения Евросоюза. С целью сохранения механизма функционирования ЕС необходим опыт адаптации этой организации к изменившейся обстановки, к возникновению качественно новой геополитической ситуации. И такой опыт есть в виде Ниццкого и Афинского договоров.
На саммите ЕС в Ницце в декабре 2000 года была достигнута договоренность расширить принцип принятия решений большинством голосов в Совете ЕС, перераспределить голоса и места, которые имеет каждая страна в Совете и в Европарламенте, пересмотреть состав Еврокомисии, сократить количество допустимых случаев применения государствами-членами права вето на законопроекты и другие решения, изменить правовой статус самих наднациональных институтов (Совет, Комиссия, Парламент, Суд, Счетная палата).
Ниццкий договор 2001 года внес важные поправки в Договор об учреждении ЕС, нацеленные на подготовку институтов ЕС к работе в расширенном Союзе:
1) расширены возможности институтов Союза по контролю за соблюдением государствами-членами демократических принципов общественного строя (см. новый параграф 1 ст. 7, а также новый пункт «е» ст. 46);
2) в рамках общей внешней политики безопасности (раздел V) возросло количество вопросов, решаемых Советом на базе квалифицированного большинства вместо единогласия (см. параграф 2 ст. 23 и параграфы 3-4 статьи 24); исключены положения об участии Западноевропейского союза (ЗЕС) в формировании общей оборонной политики ЕС (новая редакция ст. 17); уточнен порядок заключения и применения международных договоров Союза с третьими странами и международными организациями (ст. 24); на месте существовавшего ранее Политического комитета создан Комитет по вопросам политики и безопасности с более широкой компетенцией (ст. 25);
3) применительно к сотрудничеству полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере (раздел VI) добавлены положения о новом правоохранительном органе Союза – Евроюст (ст. 29 и ст. 31);
4) с учетом предстоящего расширения Союза упрощен и уточнен порядок пользования государствами-членами механизма «продвинутого сотрудничества» (см. новую редакцию раздела VII и ст. 40 – ст. 40В, регулирующие продвинутое сотрудничество в уголовно-правовой сфере). Аналогичное сотрудничество может теперь осуществляться в рамках общей внешней политики и политики безопасности (ст. 27 – ст. 27Е), что не допускалось прежней редакцией Договора о ЕС.
Техническая сторона вопроса реформирования ЕС в свете его предстоящего расширения, которое было запланировано на 2004 год, подробно представлена в Акте Договора о присоединении 2003 г. (Афинский договор).
Данный Акт пересматривает численный состав институтов и других органов Союза, с учетом квот новых государств-членов, содержавшихся в Протоколе о расширении, приложенном к Ниццкому договору, а также устанавливает для новых стран переходные процесса расширения проблемы.
Вызовы (проблемы), связанные с вступлением новых стран в Евросоюз
Не смотря на активное реформирование правового поля Евросоюза (Амстердамский (1997г.), Ниццкий (2001 г.) и Афинский (2003 г.) договора) в «старых» странах ЕС после процесса присоединения (1.05.2004 г.) уже начали появляться некоторые политические, правовые и главным образом экономические проблемы и стали возникать фобии (страхи, опасения) их граждан в отношении положительного решения данных проблем
Так в настоящее время самым острыми политическими проблемами являются Калининградская и Кипрская проблемы. Калининградская проблема связана с транзитом российских граждан через территорию Литвы и Латвии, ставшими частями ЕС и поэтому обязанными соблюдать Шенгенское законодательство о введении единого визового режима на внешних границах Союза. Данная проблема привела к некоторой напряженности в отношениях ЕС с Россией, что явно не в пользу как Союзу, так и РФ.
До сих пор не урегулирована Кипрская проблема, связанная с разделом этого островного государства на две враждующие части: греческую и турецкую, что мешает включению всей этой страны в ЕС (на референдуме в 2004 г. греческое население проголосовало против объединения двух частей острова и в Союз приняли только южную (греческую) часть Кипра).
Также существует турецкая проблема. Турцию не спешат принимать в ряды ЕС по двум главным причинам:
1) проблема Северного Кипра и напряженные отношения Турции с Арменией и Грецией;
2) опасения европейцев в отношении наплыва дешевой турецкой рабочей силы на рынки труда их стран, что может привести к увеличению безработицы среди аборигенного населения ЕС и возможно к понижению среднего уровня зарплаты в отраслях, где широко применяется труд иностранных рабочих (например, в легкой (текстильной) промышленности).
Если в какой-то перспективе в ЕС войдут Украина и Грузия, то не исключено, что возникнет проблема с Россией (многие политические силы и нынешняя власть в РФ не приветствует вхождение в ЕС бывших советских республик).
Перманентно у ЕС возникает проблема с Норвегией и Швецией, правительства которых за вхождение их стран в Союз, но на референдумах большинство народа высказывается против (боязнь потери национальной самобытности, если в них хлынет миграционный поток).
Из правовых проблем самая актуальная – это право вето, создающее трудности в процессе принятия решений разными институтами и органами ЕС.
Среди социально-экономических проблем важно отметить проблему. миграций рабочей силы и проблему ставки корпоративного налога
Многие европейские политики и граждане «старых» стран ЕС опасаются, что рынки труда захлестнет поток дешевой рабочей силы из восточноевропейских государств. В среде политиков ЕС развернулась дискуссия по вопросу свободы передвижения трудовых мигрантов из новых стран-членов ЕС.
На данный момент только Соединенное Королевство и Ирландия готовы полностью открыть свои рынки труда с 1 мая 2004 г. для восьми новых стран-членов (Кипр и Мальта вступают в ЕС без ограничений передвижения рабочей силы). Напротив, Финляндия, Бельгия и особенно Германия и Австрия требуют дополнительных ограничений на передвижение рабочей силы из стран Центральной и Восточной Европы. Остальные 9 стран-членов ЕС ранее занимали более лояльную позицию в отношении открытия рынков труда, однако позже, из-за давления внутри своих стран, стали склоняться к введению ограничений в рамках различных переходных периодов. По оценкам Комиссии, из новых государств-членов ЕС в страны ЕС-15 будут ежегодно выезжать до 250 тыс. человек. В Еврокомиссии считают необходимым и возможным снизить количество выезжающих до 100 тыс. человек в год. В ходе переговоров был найден следующий компромисс:
1) В первые два года (май 2004 – май 2006 гг.) доступ рабочей силы на рынки труда ЕС-15 регулируется правительствами старых стран-членов или двусторонними соглашениями со странами-новичками. Ограничения могут быть сняты и до истечения двухлетнего срока. Условием является то, что данные ограничения не должны быть строже, чем они существовали до расширения.
2) В 2006 г. ЕК проанализирует эффективность механизма переходных периодов в каждой из стран ЕС-15, и те страны, которые хотят сохранить ограничительные меры еще на три года (до мая 2009 г.) должны уведомить об этом Комиссию.
3) Механизм переходного периода может быть продлен максимум до 2011 года, если страны ЕС-15 сумеют доказать Комиссии необходимость этой меры.
Проблема корпоративного налога (налога на прибыль предприятий в форме акционерного общества) возникла из-за значительной разницы налоговой ставки в «старых» (ЕС-15) и «новых» странах (ЕС-10). В ЕС-15 такой налог больше (до 40%), чем в ЕС-10 (10-20%), поэтому крупные корпорации активно пытаются перенести производство из Западной Европы в Восточную. (Например в Восточной Европе немецкой автопромышленностью создано около 200 предприятий, Концерн «Volkswagen» в Словакии создал 9400 новых рабочих мест. А всего инвестиции автомобильных корпораций Германии в страны В. Европы составили 10 млрд. евро).
Тем самым возникает новая проблема: увольнение работников предприятий, «переносимых» в ЕС-10. Этой тенденции не могут противостоять даже традиционно сильные в Западной Европе профсоюзы.
Ситуация с налогами вполне может перерасти в локальную налоговую войну, наиболее пессимистические прогнозы начинают сбываться.
Так в июле 2004 года в Германии разгорелся скандал вокруг отделения автомобильного концерна DaimlerChrysler. Менеджер компании с целью значительного понижения издержек решил вывести производство автомобилей из Западной Германии в Восточную, а то и вообще в Южную Африку. Достижению консенсуса между руководителями компании и ее рабочими предшествовала неделя массовых забастовок. В итоге работники пошли на $200 млн. экономии – большей частью за счет отказа от запланированного повышения зарплаты, и согласились работать большее количество часов, нежели прежде.
Проблему корпоративного налога пытались решить на встрече министров финансов 25 стран ЕС (Нидерланды, 2004 г.). Министры финансов «старых» стран ЕС хотят заставить некоторые «новые» страны уравнять подоходный налог с предприятий в В. и З. Европе.
Особенно жестокую позицию заняли Франция и Германия, где ставка корпоративного налога на уровне 35-40%.
В частности министр финансов Франции Н. Саркози выступил с предложением прекратить субсидирование новых стран ЕС из структурных фондов Союза, аргументируя тем, что корпоративные налоги в ЕС-10 существенно ниже, чем в ЕС-15 (а то и вообще равны нулю, как в Эстонии), и при этом государства с меньшей налоговой ставкой еще и получают гуманитарную помощь в виде субсидий.
Европейский Союз – практическое воплощение идеи «общеевропейского дома», берущей свое начало еще со времен средневековья, это – реализованная мечта многих прогрессивных людей своего времени (мечта о спокойствии и благополучии на европейском материке), это – пример относительно быстрой и успешной интеграции разных по своему типу стран в политико-правовой и социально-экономической сферах, это – пример решения самых сложных вопросов на компромиссной основе с учетом интересов всех входящих в ЕС стран.
Не смотря на множество проблем связанных с расширением ЕС, процессы интеграции в странах Союза перешли на качественно новый уровень, создавая условия для трансформации в недалеком будущем конфедерации европейских стран (каковой, по сути, является нынешний ЕС) в полноценный Союз в федеративной форме. И такие процессы уже нельзя остановить в силу их объективности, а значит неизбежности; их можно только корректировать с учетом меняющейся ситуации, что и происходит в последнее время в ЕС (реформирование Союза посредством Амстердамского, Ниццкого и Афинского договоров, принятие билля о правах человека (Хартия основных прав и свобод человека, 2000 г., проект будущей Конституции Союза).
…Гимн Евросоюза - ода Бетховена «К радости», написанная на слова Шиллера, выступает рефреном к Преамбуле Договора об учреждении ЕС, где указана главная цель Союза – процветание и благополучие всех европейских народов, мир и спокойствие на европейском континенте. Так это будет или иначе – покажет Время.
Москва, 2004 год
Сычев Олег Евгеньевич
________________________________
Рецензия на учебное пособие О.Е.Сычева
«Географо-правовые аспекты процесса расширения Европейского Союза»
В современный период развития нашей страны, когда Россия, преодолевая прежнюю изолированность, активно (и не всегда успешно) пытается «встроиться» в европейские и мировые структуры, особенно остро стоит задача усиления политико-географического содержания школьного образования. В то же время традиционные учебники географии (10—11 классов) не дают достаточного материала, чтобы молодые люди могли бы составить себе представление о современных процессах изменения политико-географической картины мира.
Я очень рад, что ситуация начинает меняться, появляются пособия, посвященные наиболее «горячим» вопросам – и география начинает более адекватно ориентировать учащихся в современном мире.
Вопросы расширения Евросоюза, бывшие ранее на периферии общественного внимания, в последние годы приобрели очень острый характер для России – достаточно вспомнить хотя бы проблемы транзита в Калининградскую область. Поэтому появление учебного пособия об этом весьма актуально.
Для России значение этого сюжета заключается также и в том, что очень полезно сопоставление европейского опыта с опытом интеграции стран пост-советского пространства в виде СНГ (как уже сейчас очевидно, несостоявшегося). И хотя причины таких различий трудно исчерпывающе сформулировать, это дает школьникам материал для размышления.
Автор рассматривает историю «европейской идеи», этапы создания Евросоюза, выработку критериев для новых стран-членов, , возникающие при этом проблемы. Описаны процедура присоединения, адаптация новых (и старых) стран, возможные перспективы – в т.ч. значение этих процессов для России.
Уверен, что для школьников старших классов этот материал будет интересен.
Рецензируемое пособие написано на хорошем научном уровне, и в то же время – понятным для учащихся языком Оно является своевременным, необходимым и полезным
Считаю, что использование данного пособия в преподавании весьма желательно.
Доктор географических наук, профессор МГУ А.И. Алексеев
«Географо-правовые аспекты процесса расширения Европейского Союза»
В современный период развития нашей страны, когда Россия, преодолевая прежнюю изолированность, активно (и не всегда успешно) пытается «встроиться» в европейские и мировые структуры, особенно остро стоит задача усиления политико-географического содержания школьного образования. В то же время традиционные учебники географии (10—11 классов) не дают достаточного материала, чтобы молодые люди могли бы составить себе представление о современных процессах изменения политико-географической картины мира.
Я очень рад, что ситуация начинает меняться, появляются пособия, посвященные наиболее «горячим» вопросам – и география начинает более адекватно ориентировать учащихся в современном мире.
Вопросы расширения Евросоюза, бывшие ранее на периферии общественного внимания, в последние годы приобрели очень острый характер для России – достаточно вспомнить хотя бы проблемы транзита в Калининградскую область. Поэтому появление учебного пособия об этом весьма актуально.
Для России значение этого сюжета заключается также и в том, что очень полезно сопоставление европейского опыта с опытом интеграции стран пост-советского пространства в виде СНГ (как уже сейчас очевидно, несостоявшегося). И хотя причины таких различий трудно исчерпывающе сформулировать, это дает школьникам материал для размышления.
Автор рассматривает историю «европейской идеи», этапы создания Евросоюза, выработку критериев для новых стран-членов, , возникающие при этом проблемы. Описаны процедура присоединения, адаптация новых (и старых) стран, возможные перспективы – в т.ч. значение этих процессов для России.
Уверен, что для школьников старших классов этот материал будет интересен.
Рецензируемое пособие написано на хорошем научном уровне, и в то же время – понятным для учащихся языком Оно является своевременным, необходимым и полезным
Считаю, что использование данного пособия в преподавании весьма желательно.
Доктор географических наук, профессор МГУ А.И. Алексеев
Комментариев нет:
Отправить комментарий