В последнее время начала проглядывать такая тенденция: в школьных учебниках географии все меньше научного содержания (т е теории, концепции, гипотезы), зато все больше картинок и фактов типа “Самое самое”. Учебники просто пестрят от обилия иллюстраций! Географическая наука из школьных учебников географии явно выхолащивается, а сами учебники становятся похожими на комиксы, насколько это возможно облегчающие процесс умственной деятельности ученика. Неужели среди учащихся столько лентяев, что им нужно все раскладывать по полочкам, все преподносить в разжеванном виде на блюдечке, а сам урок превращать в подобие театрализованного шоу с элементами развлекаловки, иначе их мыследеятельный аппарат лопнет от всяких там причинно-следственных связей, дедуктивно-индуктивных методов и системно-структурного анализа!
Зачем в учебниках столько картинок и географического гиннеса?! Ведь иллюстративный материал и справочные сведения можно при желании почерпнуть из МНОЖЕСТВА других источников (как из печатных изданий, так и из СМИ и интернета, а также из электронных пособий на CD или DVD). Учебник на то он и учебник, что должен УЧИТЬ, а не развлекать и не превращаться в беллетристику. Для беллетристики и развлечений есть другие источники, например, разного рода географические энциклопедии и хрестоматии, географические видеофильмы и игры.
А сколько самих учебников географии! По каждой параллели чуть ли не с десяток наберется. Вся проблема в том, что по своей внутренней структуре т. н. “альтернативные” учебники практически не отличаются друг от друга. Сначала идет отраслевой состав, затем региональный обзор. Это в учебниках для 8-10 классов. В “разных” учебниках для 7-х и 6-х классов содержание также мало чем отличное, разве что в деталях. В общем по содержанию никакой оригинальности, отличия по соотношению текст/методический аппарат (где то больше, где то меньше) и по степени насыщенности иллюстративным и справочным материалом.
И еще: в современных российских школьных учебниках географии очень скудная часть, направленная на приобретение школьниками ПРАКТИЧЕСКИХ умений и навыков (решение тех задач, которые могли бы пригодиться в реальной жизни каждому человеку).
А школьные атласы по географии. Сколько издательств-столько атласов. А издательств не мало. Все бы хорошо, если бы не одно но: в этих красочно оформленных атласах, отпечатанных большей своей частью на мелованной глянцевой бумаге (кстати на такой бумаге изображение воспринимается плохо; отсвечивает) явный переизбыток картографической информации! Просто море информации в виде всяких мыслимых и немыслимых условных знаков, дополняемых обильными дополнительными данными в виде текста, диаграмм, графиков, таблиц и схем. Смотреть на такую карту-насиловать свои глаза, потому как отсутствует всякая генерализация! Все смешалось в один клубок: и важная информация и второстепенные детали и даже такой материал, который не в школах нужно изучать, а в академических институтах!
Забыли создатели школьных атласов и карт слова Н. Н. Баранского о важности картографической ГЕНЕРАЛИЗАЦИИ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий